ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 212.088.02 при Кемеровском государственном университете на диссертационную работу Кокшеневой Елены Анатольевны «Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности», представленную на соис¬кание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 — теория и методика профессионального образования (педагоги¬ческие науки)

Диссертация Кокшеневой Е. А.  является завершенной научно-квалификационной работой, в которой на основании самостоятельно выпол­ненных автором научных исследований разработаны теоретические и мето­дические положения по формированию готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и их новизна

1. Проведён теоретико-методологический анализ и обобщение различных подходов к пониманию формирования готовности студентов в области «Социальной работы» к будущей профессиональной деятельности». [C. 82 дисс.].

2. Определены группы факторов, влияющих на формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности во время обучения в вузе: социально-экономические (состояние рынка труда в данном регионе, престиж образования и профессии в обществе и в конкретном регионе, востребованность специалистов по социальной работе и возможность их трудоустройства), психологические (мотивационно-потребностная сфера личности, ценности, личностные качества, способствующие или препятствующие осуществлению профессиональной деятельности, эмоциональная зрелость и устойчивость), организационно-педагогические (организация воспитательно-образовательного процесса в вузе, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателей и студентов) [С. 36-61].

3. Выделены показатели сформированности готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности по критериям (рефлексивный, когнитивный, деятельностный):

— показателями рефлексивного критерия являются: наличие положи-тельного отношения студентов к профессии (характер, процесс и результаты данного вида профессиональной деятельности); сформированность мотивов студентов на овладение избранной профессией, сформированность профессионально важных качеств (ответственность, организованность, толерантность, коммуникабельность и т. д.);

— показателями когнитивного критерия являются: наличие знаний студентов об особенностях избираемой сферы профессиональной деятельности в современных условиях, требованиях, которые предъявляются к специалисту; наличие системы фундаментальных, профессиональных и специальных знаний;

— показателями деятельностного критерия являются: наличие умений (коммуникативные, организаторские, конструктивные, аналитические), необходимых для осуществления функциональных обязанностей; наличие опыта социально-значимой деятельности [С. 72-80 дисс.].

4. Выделены принципы формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: функциональной интеграции, динамичности и инновационности, полифункциональности. [С. 61 дисс.].

5. Определены и экспериментально проверены педагогические условия, реализация которых обеспечивает формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности (на примере специальности «Социальная работа»: создание практико-ориентированной среды вуза; вовлечение студентов в социально-значимую деятельность; корректирование процесса  формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплексной диагностики [глава 2 дисс.].

6. Разработан диагностический инструментарий, включающий критериально-оценочный аппарат, дидактические средства (дидактические задания и дидактические тесты) и методики, позволяющие определить уровень сформированности готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

Достоверность результатов исследования подтверждается репрезентативностью выборки (более 300 студентов, 12 пре­подавателей вузов и 32 сотрудника социальных служб). Обоснованность научных положений и рекомендаций обеспечивается использованием отечественного опыта обучения студентов специальности «Социальная работа», многоаспектным анализом теоретического и практического материала и обусловлены методологической обоснованностью логики исследования. Теоретическое обоснование проблемы формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, а также её реализации подтверждаются этапным характером экспериментальной работы, четкой методологией и экспериментальной проверкой необходимых для этого педагогических условий; опытом практической реализации полученных результатов исследования в ходе обучения студентов – будущих специалистов по социальной работе; в научно-исследовательских работах, что подтверждено справками о внедрении результатов исследования, доказательностью аналитических выводов, опирающихся на использование логического и сравнительного анализа, статистических методов математической обработки информации, метода экспертных оценок как основания предлагаемых научно — методических рекомендаций, публикаций результатов исследования в рецензируемых научных изданиях, в том числе по списку ВАК (Кокшенева Е. А. Научно-методологические предпосылки формирования профессиональной готовности будущих социальных работников [Текст] / Е. А. Кокшенева, Е. В. Филатова // Сибирский педагогический журнал – 2008, —  № 12, – С. 28 – 35.).

Значение полученных результатов для теории и практики

Теоретическая значимость исследования состоит (здесь просили написать в чем именно) в дальнейшей разработке теории и методики формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности на основе организации деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса в вузе при реализации педагогических условий с учетом факторов, влияющих на процесс. Разработанные педагогические условия (создание практико-ориентированной среды вуза, вовлечение студентов в социально-значимую деятельность, корректирование процесса  формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплексной диагностики.) способствуют результативному формированию готовности студентов – будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в соответствии с их профессиональными функциями, что является одним из решений актуальной проблемы подготовки специалистов социальной сферы.

Практическая значимость полученных научных результатов состоит в том, что их использование в сфере подготовки будущих специалистов в высшей школе (по специальности «Социальная работа») позволит повысить результативность формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, а следовательно и их конкурентоспособности на рынке труда.

Практическим результатом исследования явились: разработанный критериально-оценочный аппарат и комплекс диагностических средств по выявлению уровня сформированности готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности;  учебно-методические комплексы по курсам «Практическая психология и психодиагностика», «Психологические основы социальной работы»; научно-методические рекомендации «Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности».

Рекомендации по использованию результатов

диссертационного исследования

Диссертационный совет считает целесообразным использовать резуль­таты диссертационной работы по следующим направлениям:

– при составлении и применении в учреждениях профессионального образования учебно-методических комплексов и комплексов диагностических средств по выявлению уровня сформированности готовности студентов вуза (по специальности «Социальная работа») к будущей профессиональной деятельности

Общие выводы

Диссертация Кокшеневой Елены Анатольевны выполнена на достаточном на­учном уровне и является самостоятельной законченной научной квалификационной работой, содержащей научно обоснованные разработки по формированию готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, имеющая сущест­венное значение для повышения результативности процесса подготовки специалиста. Поставленные диссертантом исследовательские задачи решены, теоретиче­ские положения обоснованы, полученные результаты достоверны.

Полученные соискателем научные результаты соответствуют следую­щим пунктам паспорта специальности 13.00.08 — теория и методика профес­сионального образования (педагогические науки):

—      п. 3 «Подготовка специалистов в высших учебных заведениях»;

—      п. 10 «Методология и методика профессионального образования»;

—      п. 18 «Создание инновационных форм профессионального образова­ния».

Диссертация имеет теоретическое и практическое значение: по своему содержанию, полноте, завершенности, достоверности и внедрению результа­тов в педагогическую практику отвечает требованиям пункта 8 «Положения о порядке присуждения ученых степеней», а ее автор, Кокшенева Елена Анатольевна, заслуживает присуждения ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 — теория и методика профессионального об­разования (педагогические науки).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector