ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 212.088.02 при Кемеровском государственном университете на диссертационную работу Рожневой Елены Михайловны «Особенности обучения иноязыч¬ному общению студентов технического вуза», представленную на соис¬кание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 — теория и методика профессионального образования (педагоги¬ческие науки)

Диссертация Рожневой Е. М. является завершенной научно-квалификационной работой, в которой на основании самостоятельно выпол­ненных автором научных исследований разработаны теоретические и мето­дические положения по обучению иноязычному общению студентов техни­ческого вуза.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и их новизна

1. Проведён теоретико-методологический анализ и обобщение различных подходов к профессиональному, компетентностноориентированному обуче­нию; обоснована дидактическая целесообразность организации исследуемого процесса на основе дифференциации [С. 15-31 дисс.]; уточнена роль профес­сионально ориентированного иноязычного общения специалистов, представ­ленного как фактор их личностного и профессионального развития [С. 31-45 дисс.]; определены и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия, способствующие эффективности обучения студен­тов технического вуза иноязычному профессионально ориентированному общению [И глава дисс].

  1. Дано авторское определение понятия «обучение студентов техниче­ского вуза иноязычному общению» как дидактически организованному обра­зовательному процессу, основанному на дифференциации обучения студен­тов и реализуемому комплексом обучающих и компенсационно-обучающих стратегий, который направлен на преодоление студентами барьеров языко­вой и психологической неуверенности в собственной готовности к иноязыч­ному общению на функциональном уровне, на приобретение ими умений и опыта конструктивного иноязычного общения [С. 29 дисс].
  2. Выявлены особенности обучения иноязычному общению студентов технического вуза, заключающиеся в необходимости учета различий в уров­нях предыдущей языковой подготовки студентов и определении ими пер­спектив иноязычного общения в будущей профессиональной деятельности; обусловленности использования комплекса обучающих стратегий на основе дифференцированного обучения для преодоления студентами барьера языко­вой и психологической неуверенности; обеспечении целостности специаль­ной и иноязычной составляющих в профессиональной подготовке студентов вуза; алгоритмизации процесса обучения профессионально ориентированно­му иноязычному общению; реализации междисциплинарных связей для формирования профессионально направленного когнитивного иноязычного потенциала студентов [С. 45-71 дисс.]; определены дидактические принципы процесса обучения, учитывающие выявленные особенности [С. 73-95 дисс].
  3. Разработана авторская лингворазвивающая педагогическая конструк­ция как комплекс лингводидактических и организационных средств процесса обучения [С. 95-117 дисс], реализующегося на основе технологической по­следовательности дифференцированного обучения студентов в соответствии с применением совокупности обучающих (когнитивных и метакогнитивных) и компенсационно-обучающих стратегий, отражающая отношения между субъектами образовательной деятельности, педагогическими и психологиче­скими составляющими и позволяющая оптимизировать реализацию функ­циональных задач системы обучения в вузе [С. 117-153 диссертации].
    1. Определены структурные модули лингворазвивающей педагогической

2

конструкции (мотивационно-стратегический; проблемно-содержательный; аналитико-оценочный) [С. 100-108 диссертации], способствующие продук­тивности реализации модели в выявленных и экспериментально подтвер­жденных организационно-педагогических условиях эффективного обучения иноязычному общению студентов технического вуза.

6. Представлена и обоснована классификация общих и специальных уме­ний, формируемых в процессе дифференцированного обучения будущих специалистов профессионально ориентированному иноязычному общению (практические, направленные на осуществление основных речевых функций на базе профессионально ориентированной лексики; оценочные, позволяю­щие самостоятельно формулировать проблему и ставить задачу как результат анализа своей учебной деятельности; когнитивные, формирующие воспри­ятие иноязычного общения как важный компонент профессиональной дея­тельности) [С. 108-116 диссертации].

В целом, научная новизна диссертационной работы заключается в обосновании новых научных подходов к развитию системы и механизмов обучения иноязычному общению студентов технического вуза, реализация которых обеспечит повышение педагогической и психологической эффек­тивности обучения студентов в вузе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

Достоверность результатов исследования подтверждается достаточно представленной выборочной совокупностью (более 300 студентов и 60 пре­подавателей технических вузов). Обоснованность научных положений и ре­комендаций обеспечивается использованием отечественного и зарубежного опыта обучения иноязычному общению студентов вуза, многоаспектным анализом теоретического и практического материала, современных методо­логических концепций педагогического процесса и теорий и обусловлены методологической обоснованностью логики исследования. Теоретическое обоснование проблемы дифференцированного подхода по обучению профес-

3

сионально ориентированному иноязычному общению, а также механизмы его реализации подтверждаются четкой методологией и экспериментальной проверкой необходимых для этого условий в техническом вузе; использова­нием методов корреляционного анализа и ресурсно-потенциальной оценки; корректностью применения апробированного исследовательского аппарата; опытом практической реализации полученных результатов исследования в ходе обучения иноязычному общению студентов технического вуза; в науч­но-исследовательских работах, что подтверждено справками о внедрении ре­зультатов исследования, доказательностью аналитических выводов, опи­рающихся на использование логического и сравнительного анализа, стати­стических методов математической обработки информации, метода эксперт­ных оценок как основания предлагаемых методических рекомендаций, пуб­ликаций результатов исследования в рецензируемых научных изданиях, в том числе по списку ВАК (1. Рожнева Е. М. Взаимосвязанное овладение язы­ком и культурой страны изучаемого языка [Текст] / Е. М. Рожнева // Вестн. Кузбас. гос. техн. ун-та. — 2004. — № 2. — С. 146-149. Реестр ВАК до 2006 г.; 2. Рожнева Е. М. Особенности лингворазвивающей педагогической конст­рукции дифференцированного обучения студентов технического вуза про­фессиональному иноязычному общению [Текст] / Е. М. Рожнева // Вестник ЧГПУ. — 2009. — № 4. — С. 90-98).

Значение полученных результатов для теории и практики

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в дальнейшую разработку теории и методики диффе­ренцированного образования по совершенствованию процесса обучения про­фессионально ориентированному иноязычному общению на основе учета особенностей обучения студентов технического вуза, их индивидуальных возможностей, мотивации к обучению и самостоятельного определения пер­спектив применения приобретенных умений в будущей профессиональной деятельности. Разработанная лингворазвивающая педагогическая конструк-

4

ция способствует формированию потенциала иноязычного общения будущих специалистов в соответствии с их профессиональной направленностью, что является одним из решений актуальной проблемы подготовки специалистов.

Практическая значимость полученных научных результатов состоит в том, что их использование в сфере организации иноязычного общения сту­дентов технического вуза позволит повысить эффективность обучения сту­дентов, будет способствовать повышению качества подготовки специалистов для российской промышленности и в целом, конкурентоспособности вузов. Практическим результатом исследования явились дидактические материалы занятий в группах по обучению студентов технического вуза иноязычному общению на основе реализованной лингворазвивающей педагогической кон­струкции, позволяющие повысить результативность обучения; комплекты уровневых оценочных и самооценочных карт, таблицы самооценивания, по­ложенные в основу оценочно-самооценочного взаимодействия студента и преподавателя; комплекс диагностирующих средств сформированности на­выков профессионально ориентированного иноязычного общения.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования

Диссертационный совет считает целесообразным использовать резуль­таты диссертационной работы по следующим направлениям:

—        в практической деятельности высших учебных заведений РФ;

—        при составлении и применении в вузах и специализированных учебных центрах программ по обучению иноязычному общению студентов техниче­ского вуза.

Общие выводы

Диссертация Рожневой Елены Михайловны выполнена на высоком на­учном уровне и является самостоятельной и законченной научной квалифи-

5

кационной работой, содержащей научно обоснованные разработки по обуче­нию иноязычному общению студентов технического вуза, имеющая сущест­венное значение для повышения эффективности процесса обучения в вузе. Поставленные диссертантом исследовательские задачи решены, теоретиче­ские положения обоснованы, полученные результаты достоверны.

Полученные соискателем научные результаты соответствуют следую­щим пунктам паспорта специальности 13.00.08 — теория и методика профес­сионального образования (педагогические науки):

—      п. 3 «Подготовка специалистов в высших учебных заведениях»;

—      п. 10 «Методология и методика профессионального образования»;

—      п. 18 «Создание инновационных форм профессионального образова­ния».

Диссертация имеет теоретическое и практическое значение: по своему содержанию, полноте, завершенности, достоверности и внедрению результа­тов в педагогическую практику отвечает требованиям пункта 8 «Положения о порядке присуждения ученых степеней», а ее автор, Рожнева Елена Михай­ловна, заслуживает присуждения ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 — теория и методика профессионального об­разования (педагогические науки).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector