Актуальность исследования определена позитивными факторами, определяющими развитие общества и влияющими на систему образования.
Реформирование образования предполагает усиление интегративных процессов, укрепление связи с производством. Вместе с тем правомерно отметить недостаточную теоретическую разработанность вопросов содержания, форм и методов формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
Складывающиеся рыночные отношения в нашей стране потребовали существенных изменений в подготовке квалифицированных кадров. В ходе анализа научно-педагогической литературы и практического опыта, осмысления проблемы профессиональной подготовки студентов в вузе нами обнаружен ряд противоречий:
— между высокими требованиями работодателей к профессиональным знаниям и умениям выпускников вузов и недостаточной готовностью молодых специалистов к практической профессиональной деятельности;
— между осознанием преподавателями вуза необходимости совершенствования процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью содержания, организационных форм, методов, научно-обоснованных рекомендаций по организации данного процесса в учреждении высшего профессионального образования.
— между осознанием педагогами вуза необходимости создания педагогических условий, способствующих формированию готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности и недостаточной их разработанностью;
— между потребностями практики профессиональной деятельности и научно-методическим обеспечением процесса профессиональной подготовки;
— между требованиями, предъявляемыми к выпускнику вуза, и реальным уровнем решения проблемы его подготовки в условиях вуза;
— между социально-экономическими преобразованиями, изменившимися условиями профессиональной деятельности и недостаточным уровнем готовности студента к решению задач будущей профессиональной деятельности;
— между необходимостью в подготовке высококвалифицированных специалистов и сложностями в обеспечении процесса обучения материально-техническими, психолого-педагогическими и организационными (средствами) ресурсами;
— между повышающимися требованиями к системе профессиональной подготовки и ее реальными возможностями;
— между усилением внимания к рассмотрению проблемы профессиональной подготовки студентов в теоретическом аспекте и явным отставанием развития прикладных аспектов разработки этой проблемы;
— между активным становлением теории и практики профессиональной подготовки и отставанием в развитии содержания теории и методики профессионального образования;
— между высоким уровнем разработанности в педагогической теории и практике достаточного количества подходов к организации профессионального образования, и недостаточной степенью исследования этих подходов применительно к формированию готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности;
— между накопленным теоретическим и практическим опытом профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью теоретико-методологического обоснования по созданию педагогических условий формирования готовности на современном этапе развития российского общества.
Названные противоречия определили проблему исследования:
каковы теоретико-методологические основания формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности? С учетом актуальности проблемы, ее недостаточной разработанности сформулирована
тема научного исследования: «Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности».