Анализ и прогнозирование ипотеки в Кузбассе

Актуальность поиска эффективных механизмов решения жилищной проблемы в России признается абсолютно всеми. Надежда на то, что переход от командно- административной к рыночной системе решит извечный «квартирный вопрос» не оправдалась. Если раньше гражданин со средними доходами имел возможность получить отдельное жильё, пусть и, отстояв в очереди по 8-10 лет, или приобрести его в кооперативе, то сегодня новая квартира доступна только меньшинству.

Дальнейшее развитие ипотечного бизнеса в нашей стране и решение выше перечисленных проблем напрямую зависит от внимания и поддержки со стороны Правительства России и ЦБ. Модели системы ипотечного жилищного кредитования должны иметь социальную направленность, в связи, с чем основными целями должны являться: улучшение жилищных условий граждан, увеличение объемов жилищного строительства в муниципальных образованиях, развитие рынка ипотечных жилищных кредитов, доступных для граждан-заемщиков.

Финансирование строительства жилья должно осуществляться в виде субвенций, при этом размер субвенций на строительство вновь вводимого жилья для муниципалитета не должен быть ограничен.

Государственная поддержка граждан, не располагающих достаточными доходами для получения ипотечных кредитов на стандартных банковских условиях, может быть организована через систему предоставления безвозмездных субсидий для оплаты первого взноса при получение ипотечного кредита и сокращения тем самым необходимого размера кредита.

Также возможна система софинансирования – приобретения жилья гражданами с помощью государства, при которой на долю собственных средств граждан в стоимости квартиры приходилось бы 30-50%, на долю государственных субсидий в среднем 20-30% и на ипотечный кредит 40-50%. Это на наш взгляд, повысит доступность ипотечных кредитов для граждан и будет стимулировать платежеспособный спрос на жилье.

На сегодня основными участниками ипотечного рынка РФ являются:

— финансовые институты и организации;

— риэлтерские, оценочные и консалтинговые компании;

— агентства по ипотечному кредитованию;

-страховые компании;

— фонды жилищного строительства и ипотечного кредитования;

— учреждения, занимающиеся проблемами ипотеки.

Большие надежды в области развития ипотеки в России возлагаются на специально разработанный инструмент с регулируемой отсрочкой платежа – ИРОП. Использование ИРОП предполагает применение 2-х процентных ставок. Одна процентная ставка должна обеспечить прибыльность кредитных операций для банка, а другая – сделать кредит доступным для заемщика. Первая ставка более высокая, называется “контрактной ставкой” и определяется на том уровне, которое сделает кредитование рентабельным для банка. Размер этого процента регулярно рассчитывается на основе межбанковской ставки процента плюс фиксированная банковская надбавка. Однако в действительности регулярные ежемесячные платежи по кредиту заемщик делает по достаточно низкой ставке, которая называется “платежной”. Разницу между величиной платежа, которую клиент должен банку по контрактной ставке, и той, что он платит по платежной ставке, ежемесячно прибавляют к сумме основного долга заемщика.

Все это дает основание предположить дальнейшее успешное развитие системы ипотечного кредитования. За январь текущего года, по информации департамента строительства администрации Кемеровской области, на проект «Доступное комфортное жильё» Кузбасс получил из различных источников 15 миллионов рублей направленных на «развитие рынка ипотечного кредитования». Стоит подчеркнуть, что средства из федерального бюджета в рамках национального проекта в сфере жилья будут выделять регионам на конкурсной основе под конкретные проекты. С одной стороны, это, конечно, поможет обеспечить прозрачность денежного обеспечения национального проекта, за что ратует как власть, так и общество. С другой стороны конкурс, как и любое состязание надо еще и выиграть. Для того чтобы иметь финансирование из федерального бюджета надо иметь утвержденную документацию, прошедшую экспертизу.

Координировать и контролировать реализацию национального проекта «доступное и комфортное жильё – гражданам России» на территории Кузбасса будет специально созданная распоряжением губернатора межведомственная рабочая группа. В ее состав входят руководители департаментов обладминистрации: строительства, развития жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты населения, молодежной политики и спорта, сельского хозяйства и продовольствия, представителей других властных структур, организаций и предприятий, задействованных в осуществлении этого национального проекта, главы муниципалитетов. Заседание группы проходят ежемесячно.

По данным департамента строительства администрации Кемеровской области, на 1 января 2005 года 114 тысяч кузбасских семей стояли в очереди получения квартир. На сегодняшний день насчитывается 103 тысячи семей. За текущий  год 2,5 тысячи бюджетников улучшили свои жилищные условия (за счет льготных займов). На эти цели в 2006 году было направлено более 1 миллиард рублей, что на 50% больше, чем в прошлом году. В июне состоялся выпуск жилищных облигаций на сумму 1 миллиард рублей со сроком погашения 5 лет. Этот миллиард обеспечит около 1,5 тысячи семей жильем. Но на этих результатах останавливаться не собираются. С каждым годом планируется возрастание этих показателей, а к 2010 году полное обеспечение жильем нуждающегося населения в улучшении своих жилищных условий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector