Подготовка исходных данных для расчетов потребности в запасах резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Подготовка исходных данных включает:

— оценку возможной обстановки на подведомственной соответствую­щему органу исполнительной власти территории (прогнозирование масштабов различных типов ЧС, определение границ зон ЧС, численности и структуры пострадавшего населения, ущерба системам и объектам жизнеобеспечения, запасам ресурсов и др.);

— определение потребностей материально-технических ресурсов в зонах ЧС и в местах временного размещения эвакуированного или отселенного населения из зон ЧС;

— оценку производственных возможностей предприятий региона по выпуску (предоставлению) материально-технических ресурсов с учетом обеспечения топливно-энергетическими, материально-техни­ческими и трудовыми ресурсами, а также оценку наличия запасов ре­сурсов на базах, складах и т.п.;

— оценку обеспеченности (по каждому виду и номенклатуре ресурсов) к действиям в условиях ЧС.

Оценка возможной обстановки в зоне ЧС производится на основе прогноза характера и масштаба события, являющегося источником ЧС — аварии, катастрофы, опасного природного процесса или явле­ния, и других одновременно действующих усугубляющих или стабилизирующих факторов, включая метеорологическую и гидрологическую обстановку.

В реальных чрезвычайных ситуациях результаты прогноза дополняются и уточняются по данным инженерной, химической, радиационной, бактериологической разведки зоны ЧС.

Прогнозная оценка обстановки в зоне ЧС осуществляется штабами по делам ГО и ЧС совместно со специалистами соответствующих служб наблюдения и контроля особо опасных объектов и научно-исс­ледовательских учреждений с использованием специальных методик, ориентированных на определенные типы ЧС.

Результатом этого прогноза является установление:

— границ зоны ЧС, характера, интенсивности и продолжительности поражающих воздействий источника ЧС;

— перечня населенных пунктов, попадающих в зону ЧС, численности и структуры пострадавшего населения;

— необходимых объемов и сроков проведения эвакомероприятий (численность эвакуируемых и отселяемых из зон ЧС, маршруты их эвакуации, районы и пункты временного размещения);

 — перечня объектов, подвергшихся поражающим воздействиям различного характера и интенсивности;

—   состояния систем и объектов производственной инфраструктуры в зоне ЧС (в первую очередь  — транспортных коммуникаций, объектов и сетей энергоснабжения, предприятий по ремонту производственного оборудования).

На основании этой информации специалисты соответствующих подсистем определяют состояние подведомственного хозяйства: определяют объекты, получившие поражения различного характера и степени тяжести.

Прогнозные методы оценки обстановки в зонах ЧС используются как при планировании заблаговременной подготовки территориальных подсистем РСЧС к устойчивому функционированию в условиях возможных на этой территории ЧС, так и при оперативной организации мероприятий на различных стадиях реально возникающих ЧС. Особенно важен прогноз на начальных стадиях развития обстановки в зоне ЧС, когда данные инженерной, химической, радиационной и др. ви­дов разведки отсутствуют или недостаточны для обоснованного при­нятия решений на использование сил, средств и ресурсов.

 При оценке собственных возможностей субъекта по материально-техническому обеспечению в условиях ЧС учитывается  количество ресурсов (объем продукции, услуг), которое может быть предоставлено на удовлетворение  потребностей в зонах ЧС и в местах временного размещения отселенного из них населения.

Количественная оценка указанных возможностей территориальной системы жизнеобеспечения населения (СЖОН) производится суммированием возможностей всех видов сохранившихся и восстанавливаемых в ходе ЧС источников ресурсов жизнеобеспечения населения (ЖОН):

— возможности территориальной подсистемы РСЧС по предо­ставлению населению  определенного вида продовольствия в условиях ЧС за весь период потребности;

— суточный объем производства определенного вида продукции, услуг на  конкретном сохранившемся в ЧС объекте территориальной подсистемы РСЧС. Учитывается также производство на всех сохранившихся объектах территориальной подсистемы РСЧС (в том числе и вне зоны ЧС); возможные изменения временного режима (суточного, недельного) работы этих объектов в ЧС не учитываются.

— суточный объем производства определенного вида продукции, услуг на l-ом восстанавливаемом в ходе ЧС объекте территори­альной подсистемы РСЧС. Учитываются производственные возможности объектов, норматив­ное (или определенное экспертным путем) время восстановления, функционирования которых составляет с  периода реальной потребности в материально-технических средствах в ЧС и на 0,5 -0,75 периода потребности.  Эти ограничение объясняется тем, что на практике продолжительность восстановительных работ в условиях ЧС обычно в 1,5 — 2 раза превышает нормативное;

— объем сохранившихся на территории запасов определенного вида материально-технических ресурсов. Учитываются все виды запасов материально-технических ресурсов,  как находящиеся в распоряжении (собственности) предприятий, ор­ганизаций и учреждений территориальной подсистемы РСЧС запасы общего назначения, обеспечивающие повседневное функционирование территориальной подсистемы РСЧС), так и находящиеся в распоряжении (управлении, собственности) территориальных органов исполнительной власти специальные запасы, предназначенные для использования исключительно в условиях ЧС.

 — продолжительность периода обеспечения населения необходимым продовольствием в условиях ЧС (суток);

—                     продолжительность функционирования первого восстановленного объекта территориальной  СЖОН в условиях ЧС.

В зависимости от характера и масштаба ЧС продолжительность периода, в течение которого должно осуществляться устойчивое снабжение населения по нормам ЧС, может быть принята: при ЧС местного уровня — до 7 суток; при ЧС регионального уровня — до 14-20 суток; при ЧС глобального уровня — до 30-40 суток.

При оценке возможностей производства продукции (услуг) на сохранившихся и восстанавливаемых в ходе ЧС объектах территори­альной СЖОН необходимо оценивать их обеспеченность ресурсами производственного потребления (топливно-энергетическими ресурса­ми, сырьем, материалами и полуфабрикатами, и т.д.). Необеспечен­ные этими ресурсами производственные мощности при оценке возмож­ностей территориальной СЖОН не учитываются.

Общая потребность территориальной СЖОН в указанных ресурсах на период ЖОН в ЧС (или на заданные сутки этого периода) оценивается по суммированию следующих параметров:

 — потребности территориальной СЖОН в ресурсе определенного вида на период потребности (на заданные сутки этого периода);

 — нормы расхода ресурса определенного вида при производстве еди­ницы продукции (услуги) определенного вида на определенном предприятии территориальной СЖОН;

 — планируемого  периода потребности (на заданные сутки этого периода) объем производства продукции (услуги) определенного вида на определенном предприятии территориальной СЖОН;

—                     коэффициент изменения нормы расхода ресурса,  определенного вида при производстве единицы продукции (услуги) определенного вида на определенном предприятии территориальной СЖОН, связанного с упрощением (усложнением) технологии производства, снижением (повышением) требований к качеству изделий в условиях ЧС (см. приложение 2 п. 6).

При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после стихийного бедствия, до организации  в зоне чрезвычайной ситуации приготовления горячей пищи, для его обеспечения представиться возможность использовать только сухие пайки, консервированные и другие продукты, не требующие тепловой обработки. Хлеб потребуется доставлять из соседних населенных пунктов любым видом транспорта. Следует учитывать необходимость поставки в зону чрезвычайной ситуации для грудных детей и детей до 3-х лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных – специального питания до их срочной эвакуации и зоны чрезвычайной ситуации.  При определении объемов необходимых пострадавшему населению, хлеба, мяса и рыбопродукции, картофеля, овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, сахара, соли следует исходить из необходимости организации двухразового питания в сутки и одного раза в сутки – консервированными продуктами или сборными пайками (см. приложение 3-6).

Суточные потребности в воде в зоне чрезвычайной ситуации оцениваются по общей численности пострадавшего населения,  согласно  установленных норм обеспечения для различных нужд этого населения  с учетом потребностей в воде пораженных при оказании им первой медицинской помощи и при их лечении в полевых условиях (см. приложение 7).

Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении опасными химическими веществами (см. приложение 8-9).

Потребности пострадавшего населения во временном жилье, в основном в палатках, сборных домиках, оценивается по численности населения, оставшегося без крова в зоне чрезвычайной ситуации, вызванной  землетрясением или отселением из опасных зон радиоактивного загрязнения или химического  заражения в сборные эвакуационные пункты при дефиците жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население(см.приложение 10).

Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала определяется нормами с учетом данных о прогнозируемой структуре санитарных потерь  и о летальных исходах пораженных в зависимости от времени задержки оказания им первой медицинской помощи. Потребность в медицинском имуществе, особенно в лекарственных средствах, определяется по численности и ожидаемой структуре санитарных потерь и нормам, установленным Минздравом для чрезвычайных ситуаций. Особое внимание должно быть уделено обеспечению в полной мере медицинских бригад на этапе оказания первой медицинской помощи получившим медицинские травмы при землетрясениях антибиотиками, противошоковыми, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравления – средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность, обезболивающими, кислородом и водой.

Для остального пострадавшего населения потребность в специалистах и медицинском имуществе для амбулаторного лечения определяется нормами, установленными Минздравом России с учетом психологического состояния населения в условиях чрезвычайной ситуации, особенно вызванных землетрясениями и авариями на радиационно  опасных объектах.

Санитарно-эпидемическая служба должна быть обеспечена необходимыми методиками и средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с нормами Госкомсанэпиднадзора России (см. приложение 11).

После завершения расчетов по суточным объемам необходимых материальных средств и услуг для каждого вида первоочередного обеспечения населения, оцениваются суммарные потребности пострадавшего населения в различных  материальных средствах и услугах за весь период жизнеобеспечения, суточные объемы перевозок, количество и состав формирований, команд для организации первоочередного обеспечения населения.

При оценке возможностей ресурсного обеспечения объектов территориальной СЖОН учитываются имеющиеся на территории (в том числе и на самих объектах) запасы, сохраняющиеся в ЧС объемы местного производства ресурсов и их внешних поставок по действовавшим в повседневном режиме договорам (контрактам).

Дефицит ресурсов производственного потребления может повлиять на принятие решений по восстановлению функционирования пораженных объектов  территориальной СЖОН,  по увеличению коэффициентов сменности работы объектов СЖОН как способа покрытия возникающего в ЧС дефицита ресурсов жизнеобеспечения,  и ряду других вопросов управления силами и средствами ЖОН в ЧС.

При оценке возможностей восстановления в ходе ЧС функционирования пораженных (подвергшихся разрушению, повреждению, радиационному загрязнению, химическому или бактериологическому заражению) объектов территориальной СЖОН необходимо учитывать наличие на территории сил, средств и ресурсов, необходимых для проведения соответствующих работ (ремонтно-строительных, ремонтных работ, работ по дезактивации, дегазации, дезинфекции). Объекты, восстановление функционирования которых не обеспечено соответствующими силами, средствами и ресурсами, при указанной оценке не учитываются.

Расчет потребностей в указанных силах, средствах и ресурсах производится исходя из характера и степени поражения объектов по соответствующим нормам и нормативам (нормы затрат труда и расхода материалов на производство единицы строительных, строительно-монтажных, ремонтных и др. работ). При ограниченности в зоне ЧС собственных сил, средств и ресурсов для проведения восстановительных работ устанавливается приоритетность восстановления объектов СЖОН (критериями приоритетности могут быть степень де­фицитности продукции или услуг объекта, возможность покрытия этого дефицита внешними поставками и др.).

Оценка дефицита возможностей территории для обеспечения населения продовольствием в условиях ЧС является основой для принятия решений по:

— изменению режимов функционирования сохранившихся объектов СЖОН в зоне ЧС и очередности оперативного восстановления объектов СЖОН, получивших поражения;

— перераспределения в пользу населения зоны ЧС сил, средств и ресурсов ЖОН не пострадавшей части территории региона;

—                     привлечения для ликвидации ЧС материально-технических ресур­сов других регионов Российской Федерации

Оценка указанного дефицита производится по каждому виду мате­риально-технических ресурсов (см. приложение 2 п.7).

Необходимое время ликвидации указанного дефицита определяется исходя из критического времени выживания людей при отсутствии данного вида ЖОН (данного вида продукции, услуг ЖОН) (см. приложение 2 п.8).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector