ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРТФОЛИО

Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основаны, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах. В США метод оценивания с помощью портфолио ставят в один ряд с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе.

Портфолио студента – это пополняемый архив учебных, творческих, общественных дел за время обучения в учебном заведении, характеризующийся целенаправленной, систематической и непрерывной оценкой и  самооценкой учебных и производственных результатов.

В наших учебных заведениях  (за исключением немногих) создание портфолио студента практически не практикуется. Хотя это должно стать неотъемлемой частью нашей деятельности.

Основная задача создания портфолио – это с первых дней поступления в учебное заведение студент должен осознать, что он сам в ответе за свое будущее, за свою карьеру. Все его достижения будут фиксироваться в портфолио. Все это будет стимулировать его к развитию его творческих возможностей, достижению высоких результатов в учебном процессе, участию общественной жизни учебного заведения. Тем более что в дальнейшем портфолио будет использовано при трудоустройстве студента после получения диплома.

Назначение портфолио студента :оценка учебных успехов и научных достижений; оценка готовности к профессиональной карьере; сотрудничество педагога и обучающегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.

Цель учебно-научной оценки: оценить, изменяющуюся во времени готовность к обучению и профессиональному росту;  помочь студенту привлечь внимание работодателя и подчеркнуть свои конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами;  дать возможность работодателю легко проанализировать подготовку и весь спектр умений и способностей студента; создать условия для принятия оптимального кадрового решения.

Цель оценки готовности к карьере: передать деловую и личностную информацию об  студенте;

Что же должно представлять собой портфолио студента?

Требования к портфолио:

  • должно фиксировать все достижения  студента;
  • можно использовать для хранения курсовых и дипломных работ, докладов на научно-практических конференциях и т.д.
  • следует регулярно обновлять по мере прогресса при обучении.

Чем ближе к выпуску студента из учебного заведения, тем более профильным должно быть портфолио.

В век информационных технологий и электронной коммуникации неплохо иметь электронный вариант портфолио. Такой формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможным работодателем.

Его можно разместить на персональном сайте или сайте учебного заведения. Электронной портфолио легче обслуживать, вносить в него необходимые изменения. Кроме того, такое портфолио может приятно удивить работодателя помочь оторваться от конкурентов, поскольку характеризует его автора как представителя новой волны, работников идущих в ногу с высокими технологиями. Разработаны унифицированные рекомендации по разработке и внед­рению электронного варианта порт­фолио — «Европейского портфолио-резюме», валидного на всей террито­рии Европейского Союза.

Строгой структуры портфолио не существует, тем более разновидностей портфолио очень много, каждое учебное заведение само должно определять, что должно входить в состав портфолио.

Основные разделы портфолио студента:

  1. Резюме.
  2. Пройденные учебные курсы по основной деятельности и связанные с ней области знаний.
  3. Список выполненных работ.
  4. Список достижений.
  5. Список внеучебных мероприятий, где на практике проявляются навыки лидерства и другие навыки.
  6. Дополнительное образование.
  7. Карьерный потенциал и готовность к карьере.
  8. Рекомендации.

Перед зарубежной школой, как и перед российской, возникает вопрос: почему и зачем используется портфолио в практике обучения новой системе оценивания работы, связанной с контролем за развитием учащихся в соответствии с учебным планом, портфолио могут:

  • ускорить процесс оценки, показывая диапазон навыков и знаний учащихся;
  • поддерживать учебные цели;
  • фиксировать изменения и рост учащихся за определённый период времени;
  • поощрять результаты учащихся, преподавателей и родителей

• обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.

В зарубежной педагогической практике разработан целый ряд моделей портфолио. В их основе лежат общие принципы, характерные для аутентичного оценивания. Рассмотрим кратко основные их них.

  • Изменение целеполагания обучения и оценивания, ориентирован-ных на достижение результата. Так, целью учебного процесса становится обучение студентов умению учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность толерантное отношение к ситуации определённости. Студенты станут выпускниками колледжа лишь в том случае, если они продемонстрируют достаточный уровень сформированности компетентности в каждой из изучаемых областей.
  • В соответствии с целевыми установками вторым необходимым условием для введения портфолио учебный процесс становится созданием особой учебной среды, которая позволяет студентам конструировать собственное знание, развивать спо­собности независимого мышления действия, формировать особенности, привычки») мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволят им стать компетентными и ответственными гражданами. Технология «портфолио» позволяет реализовать  целевые установки.
  • Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио предполагает исследования и планирование, от обучаемых требуются умения организовывать своё время, и мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критика и рефлексия относительно целого спектра тем и собственной деятельности; учас­тие в установлении стандартов и тре­бований к проекту; нахождение своего места в проекте.

Рассмотрим типы портфолио, кото­рые чаще всего используются в зару­бежной педагогической литературе:

Портфолио документации. Этот тип известен также как «рабочий» портфо­лио: показывает развитие и рост в обу­чении учащихся, представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего пе­риода. Портфолио документации может включать все материалы, начиная от зарождения идеи до её воплощения и конечного результата.

Портфолио процесса. При сборе до­кументов этого типа портфолио осо­бенно полезны при изучении докумен­тации полного процесса обучения уча­щихся. Портфолио показывает, как развивались навыки.

Портфолио показательный. Этот тип портфолио лучше всего использо­вать для суммирования мастерства учащихся, полученного по определён­ным пунктам учебного плана. Он дол­жен включать лучшие  ра­боты, отобранные как самими учащимися, так и учителями. Включаются только законченные работы. Этот тип портфолио совместим с аудиовизуаль­ным, включающим фотографии, видео­записи, электронные отчёты. Показа­тельный портфолио должен также включать письменный анализ.

Оценочный портфолио — непрерыв­ный и продолжающийся; многомерный, т.е. отражает широкий спектр возмож­ностей изучения процесса обучения.

Зарубежными исследователями ус­тановлено, что для оценивания порт­фолио необходимо использовать пять основных критериев:

  1. цель;
  2. степень организации портфолио;
  3. его компоненты и характерные детали;
  4. голос и его тональность презен­тующего портфолио;
  5. использование лексики и грам­матики.

Согласно ещё одной точке зрения, необходимо использовать восемь кри­териев для оценки любого типа порт­фолио. К ним относят:

  • необычную презентацию идеи;
  • выполнение работы на уровне свыше возраста или ступени обучения;
  • комплексную или усложнённую презентацию идеи;
  • глубинное понимание проблемы или идеи;
  • хорошее обеспечение ресурсами и вдумчивое использование материалов;
  • наличие элементов исследова­ния идеи;
  • хорошую коммуникативную орга­низацию материала для презентации;
  • наличие высокой степени инте­реса и настойчивости.

   Конечно же оценка портфолио зависит от цели составления его . Оценка должна производиться не менее одного раза в течении семестра.

   Портфолио позволяет реализовать новый характер взаимоотношений, использовать идеи мотивации и стимулирования, самореализации и самоуправления.

   Портфолио – это своеобразное досье, которое легко интегрируется в профессиональные и служебные системы оценки, что дает возможность раннего формирования профессионально-значимых знаний, умений, навыков будущей профессии с учетом требований времени.

Как преподавателем «Экономики отрасли» мной накоплен определенный опыт использования «портфолио».

   Предлагаю студентам составить портфолио по данной дисциплине, представляю в этом случае серию вопросов, заданий, структуру «портфолио».

   Студент по собственному выбору отбирает в свое «досье» работы, выполненные им на занятии самостоятельно (контрольные работы, тесты, курсовую работу и т.д.). Кроме того, «портфолио» содержит результаты внеаудиторной работы (рефераты, доклады, кроссворды по дисциплине и т.п.).

   Время от времени, по завершению определенного объема работ

(например, по  одному из разделов программы) – студент выставляет свой «портфолио» в группе, либо на родительском собрании.

   В некоторых случаях оценка знаний по дисциплине осуществляется не посредством экзамена, а самопрезентацией своего  «портфолио» студентом.Такая работа с «портфолио» позволяет повысить качество обучения и самооценки студентов, за счет заинтересованности студентов в получении высокой оценки их знаний и умений по данной дисциплине.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector