Методические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское право. Часть первая»

1. Общие рекомендации.

Изучение дисциплины «Гражданское право. Часть первая» предусматривает комплекс мероприятий, направленных на формирование у студентов базовых системных теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для профессионального применения гражданско-правовых норм в правоприменительной практике.

Базовый материал по конкретным вопросам курса дается в рамках лекционных занятий. Практические (семинарские) занятия по дисциплине «Гражданское право. Часть первая» проводятся с целью закрепления знаний, полученных студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы над литературными источниками, выяснения сложных и дискуссионных вопросов теории гражданского права, развития у студентов навыков для практического применения полученных знаний при решении практических задач.

Для правильного понимания изучаемых вопросов рекомендуется в полном объеме выполнять предложенные для самостоятельной работы задания, строго следовать указаниям по подготовке к практическим занятиям, последовательно и в соответствии с рекомендациями проходить текущие, промежуточные, рубежные и итоговые формы контроля.

Изучение дисциплины студентами ДО целесообразно проводить в следующем порядке:

  • получение базовых знаний по конкретной теме предмета в рамках лекционных занятий;
  • работа с нормативно-правовыми актами, материалами судебной практики, основной и дополнительной литературой по конкретной теме при подготовке к практическим занятиям;
  • выполнение заданий для индивидуальной и самостоятельной работы по соответствующей теме до проведения практического занятия по ней;
  • закрепление полученных знаний в рамках проведения практического занятия;
  • получение дополнительных консультаций у преподавателя по соответствующей теме в дни и часы консультаций.

Изучение дисциплины студентами ОЗО целесообразно проводить в следующем порядке:

  • получение первоначальных сведений о порядке изучения дисциплины в рамках вводной лекции (проводится в четвертом  семестре – до начала изучения дисциплины);
  • самостоятельная работа с нормативно-правовыми актами, материалами судебной практики, основной и дополнительной литературой по Разделу 1 дисциплины в течение межсессионного периода 4-го и 5-го семестров;
  • выполнение заданий для индивидуальной и самостоятельной работы по соответствующим темам по Разделу 1 дисциплины в течение межсессионного периода 4-го и 5-го семестров;
  • закрепление полученных знаний по Разделу 1 дисциплины в рамках проведения лекционных и практических занятий на «лекционной неделе» 5-го семестра;
  • самостоятельная работа с нормативно-правовыми актами, материалами судебной практики, основной и дополнительной литературой по Разделам 2 и 3 дисциплины в течение межсессионного периода 5-го и 6-го семестров;
  • выполнение заданий для индивидуальной и самостоятельной работы по соответствующим темам по Разделам 2 и 3 дисциплины в течение межсессионного периода 5-го и 6-го семестров;
  • закрепление полученных знаний по Разделам 2 и 3 дисциплины в рамках проведения лекционных и практических занятий на «лекционной неделе» 6-го семестра;
  • получение дополнительных консультаций у преподавателя по соответствующим темам в дни и часы консультаций.

2. Рекомендации по работе с нормативно-правовыми актами, материалами судебной практики и литературой.

Рекомендуемые для изучения нормативные акты, материалы судебной практики, основная и дополнительная литература приводится в рабочей программе по дисциплине, а также в рекомендация по подготовке к практическим занятиям.

При использовании указанных источников следует иметь ввиду, что перечень таких материалов носит примерный характер и не исключает самостоятельный поиск студентом иных источников.

Нормативно-правовые акты могут изучаться путем обращения к официальным источникам их опубликования, таким как «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Материалы судебной практики могут изучаться по источникам их опубликования – «Бюллетень Верховного суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ».

Наиболее удобным для изучения нормативных актов, материалов судебной практики и дополнительной литературы является использование компьютерных справочно-правовых систем, таких как «Консультант Плюс», «Гарант» и др. Возможность использования таких систем предоставлена студентам в кабинете кодификации юридического факультета.

При изучении рекомендованных нормативных актов необходимо учитывать, что со времени их принятия во многие из них внесены изменения и дополнения, что отражается в соответствующих перечных таких источников.

Также необходимо иметь ввиду, что отдельные положения дополнительной литературы, особенно издававшейся до 1991 года, уже устарели и при изучении такой литературы необходимо корректировать соответствующие положения с учетом современного законодательства. Однако актуальность использования таких источников для изучения дисциплины несомненна – изучение данных источников позволяет не только проследить историю развития положений гражданского законодательства, но и получить полное и всесторонне представление о теоретических воззрениях на тот или иной вопрос.

3. Рекомендации по решению практических задач.

Методика решения задач должна обеспечить: а) пра­вильное решение дела по существу; б) юридическую обосно­ванность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; в) учет сложившейся судебной практики; г) логичность и пос­ледовательность изложения доводов, каждый из которых дол­жен отталкиваться от предыдущего (базироваться на нем, быть связанным с ним и т.п.); д) максимально краткую и точную формулировку промежуточных выводов и итогового решения (ответов на поставленные вопросы).

Решение задач проводится студентами исключительно в письменной форме, для чего должна использоваться отдельная тетрадь.

К основным методическим положениям и приемам, необходимым для решения задачи, относятся следующие:

  • Прежде чем приступать к решению, установите ха­рактер возникших правоотношений.
  • С учетом характера и видов правоотношений определите круг нормативных правовых актов, подлежащих применению.
  • Определите круг материалов судебной практики по данной категории дел по принципу: «если не нашел ответ в за­коне — попытайся найти его в судебной практике; если закон требует пояснений — поясни его примером из судебной практики».
  • Определите теоретические основы решения дела. Сос­тавьте перечень литературных источников, минимально необхо­димых для усвоения теоретических положений для правильного решения учебного дела.
  • Сформулируйте основные положения в обоснование ка­ждого этапа решения дела и ответов на поставленные вопросы. Обоснуйте их ссылками на закон и судебную практику. Логиче­ски правильно расположите их.
  • Кратко и четко сформулируйте промежуточные выводы (по отдельным вопросам), а затем итоговые (как правило, они должны совпадать с ответами на поставленные в учебном деле во­просы).

4. Рекомендации по подготовке к экзамену (зачету).

  1. При подготовке ответа на каждый вопрос следует придерживаться структуры соответствующей темы, предложенной в разделе «Содержание дисциплины» Рабочей программы.
  2. При подготовке к экзамену (зачету) целесообразно составить план (схему) ответа на каждый вопрос и зафиксировать его на бумаге. По отдельным этапам такого плана полезно записать основные тезисы.
  3. В конце каждого дня подготовки к экзамену (зачету) следует проверить, как вы усвоили материал.
  4. Не следует стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, чему будет способствовать концентрация мыслей на ключевых мыслях и понятиях.
  5. Усвоению материала хорошо способствует выполнение практических заданий (задач). Поэтому не будет лишним по отдельным вопросам обратиться к ранее решенным задачам и проследить порядок применения правовых норм, особенности их толкования судебными органами.
  6. Обязательно посетите консультацию к экзамену, на которой вы сможете выяснить имеющиеся у вас вопросы по экзаменационному материалу, получить рекомендации преподавателя.
  7. День перед экзаменом желательно посвятить повторению материала. Не следует повторять вопросы по порядку; постарайтесь чередовать вопросы, выбирая по одному из каждого раздела дисциплины.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector