Вопросы совершенствования работы по организации налогового контроля и досудебному урегулированию налоговых споров

Только что мы отметили наш профессиональный праздник – день работника налоговых органов Российской Федерации. Службе исполнилось 20 лет!

Я поздравляю Вас, а в вашем лице  всех сотрудников налоговых органов с этой знаменательной датой и хочу выразить надежду, что мы с честью выполним свой профессиональный долг, достойно защищая экономические интересы России!

Сегодня мы впервые проводим совместный семинар-совещание по контрольной работе и досудебному аудиту, так как контрольная работа и досудебной аудит являются важнейшими направлениями деятельности Службы.

В среднем по России более 70 % жалоб налогоплательщиков по результатам налоговых проверок.

       Поэтому цель сегодняшнего совместного семинара – анализ текущего состояния дел в этих направлениях,  акцентирование внимания на недостатках, недоработках, и резервах в повышении эффективности контрольных мероприятий и досудебного аудита, перспективах совершенствования налогового администрирования.

Организация и результаты контрольно-аналитической работы и досудебного аудита оказывают прямое влияние на поступление налогов в бюджетную систему.

Вместе с тем, несмотря на значительные суммы доначислений по результатам налоговых проверок, процент взыскания из года в год не превышает и половины по вступившим в законную силу решениям по проверкам.

Анализ за 3 года с даты вынесения решений с учетом прохождения обжалования в досудебном и судебном порядке показал, что на стадии досудебного и судебного рассмотрения материалов проверок сумма снижается более чем на 40%. Причем суммы существенные для бюджета.

Так, за 2007 год это порядка 190 млрд. рублей, за 2008 год на текущую дату – 160 млн. рублей, а за 2009 год – 140 млрд. рублей – по решениям текущего года еще нет вступивших в законную силу решений суда, но думаю тоже сумма  будет значительной.

Анализ удовлетворенных требований налогоплательщиков показал, что две трети по количеству и по сумме – это необоснованные и не доказанные доначисления из-за наших недоработок! Причем 20% от доначисленных сумм отменяется по причинам нарушения процедур, т.е. по формальным признакам.

Так, 35% по количеству исков и почти половина дел по суммам (48%) отменяется по причине отсутствия надлежащей доказательной базы!

Еще 15% сумм – в связи с неправильным применением налоговым органом норм законодательства о налогах и сборах;

— 5%  — в связи с нарушением налоговым органом процедур, регулирующих порядок, сроки проведения проверок и мероприятий налогового контроля, а также оформления их результатов;

И только 16% отменяется по причине представления налогоплательщиками непосредственно в суд или вышестоящий налоговый орган документов, которые ранее не были рассмотрены.

Такой анализ должен региональными Управлениями проводиться ежеквартально, выявляться причины, вырабатываться меры, предотвращающие необоснованные и недоработанные претензии. А по всем фактам уменьшения доначисления по формальным признакам должна проводиться служебная проверка и виновные нести ответственность.

МРИ по округам должны анализировать эту ситуацию в разрезе Управлений и при проверках выявлять причины и виновных.

Значительная часть доначислений оседает в задолженности. С учетом прошлых лет задолженность от контрольной работы в общем объеме составляет более 40 % или более 600 млрд. рублей.

Причем большая часть задолженности по контрольной работе нереальна к взысканию – т.к. она по предприятиям банкротам либо по предприятиям, находящимся в предбанкротном состоянии, по части из которых нами утрачено право на взыскание из-за недостатков в организации взаимодействия как между отделами в инспекциях, так и между налоговыми органами внутри региона и инспекциями разных регионов.

Таким  образом, бюджет несет колоссальные потери.

И здесь также Управления и межрегиональные инспекции должны анализировать причины и принимать меры по полноте поступления налогов в бюджет и выявлять виновных должностных лиц.

Некачественное проведение проверок, удовлетворение жалоб налогоплательщиков в досудебном и судебном порядке, низкий уровень взыскания формируют у налогоплательщиков негативное мнение о Службе в целом и создают ощущение безнаказанности.

Почти 70% специалистов налоговых органов – это сотрудники отделов контрольной работы, камеральных и выездных налоговых проверок, предпроверочного анализа, урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, досудебного аудита, правовых отделов – отвечают, в конечном итоге, за выявление налоговых правонарушений, построение доказательной базы и поступление доначисленных платежей по результатам налоговых проверок в бюджет.

Вышеперечисленные показатели свидетельствуют о том, что необходимо скорректировать и переориентировать работу контрольного блока на конечный результат.

В первую очередь – это касается организации и проведения выездных проверок.

Уж если выходим на проверку, то нужно провести максимально возможный комплекс контрольных мероприятий, собрав все доказательства в обоснование выявленных налоговых нарушений, изучить арбитражную практику еще на стадии предпроверочного анализа и в ходе проведения проверки до ее завершения – проработав перспективы и собрав необходимые доказательства, Инспектора контрольного блока должны работать как работают следователи в правоохранительных органах, формируя доказательства о налоговых правонарушениях, а юристы должны сопровождать выездные налоговые проверки.

Что касается приоритетов, выбора объектов контроля.

 В последние годы наблюдается рост количества выездных проверок с суммами доначислений свыше 1 млн. рублей, но их всего 45%. А трудозатраты и продолжительность выездных проверок до 1 млн.рублей  неоправданно велики. Мы уже говорили на коллегии за I полугодие текущего года, что доначисления до 1 млн. рублей вполне можно отработать через комиссию по легализации налоговой базы, сосредоточив основные силы и время на отработке серьезных налоговых нарушений.

При этом проводить своевременно полный комплекс мероприятий для формирования доказательной базы, до чего у многих из-за гонки за количеством не хватает времени.

Отделы досудебного аудита должны проводить постоянный анализ причин оспаривания решений налоговых органов в судах и если основанием для этого является низкое качество собранной доказательной базы, совместно с контрольными и юридическими отделами также работать над формированием обоснованной, полной доказательной базы.

Анализ полноты проводимых в рамках выездных налоговых проверок контрольных мероприятий показывает, что в среднем по России инвентаризация имущества проводится только в каждой 16-й проверке,

осмотры – в каждой 3-й,

допросы – в каждой 2-ой, несмотря на то, что для формирования доказательной базы их необходимо проводить в каждой, а эксперты и специалисты привлекаются только 1 раз на 17 и 130 проверки соответственно.

Причем, есть ряд Управлений, где осмотры, инвентаризация, допросы, не проводятся вообще, не говоря уже о проведении экспертизы.

Доначисляя, важно качественно организовать проведение контрольных мероприятий и предъявить налоговые претензии обоснованно, действуя строго в рамках представленных нам полномочий и без незаконного давления на бизнес.

Нередко я вижу акты проверок еще до вынесения решения по ним с проведением контрольных мероприятий (опросов, встречных проверок и т.д.) уже после вручения справки об окончании проверки, либо отражением необоснованных, неграмотных претензий. Причем бригадир по проверке – начальник отдела выездных налоговых проверок. Эти проверки обречены на проигрыш как по формальным основаниям, так и по существу. Что же ждать от остальных?

Вы знаете, что дополнительно начислив налоговые платежи мы должны обеспечить их полное поступление в бюджет. И это – один из ключевых показателей нашей работы.

Обращаю внимание! Эффективность проведенной Службой контрольной работы со следующего года будет оцениваться по четырем направлениям деятельности, это:

— доначисления по контрольной работе,

— досудебный аудит,

— судебная работа,

— взыскание доначисленных сумм.

Руководитель ФНС России поручил разработать в декабре текущего года интегральный показатель, который учитывал бы результаты работы по вышеуказанным направлениям. Хотя, так или иначе, эти показатели и сейчас присутствуют в оценке контрольной работы.

Одним из резервов повышения качества контрольной работы является более эффективное использование возможностей информационных ресурсов налоговых органов.

Сегодня многое можно отработать с использованием во взаимосвязи информационных ресурсов как федерального, так и местного уровня.

Наша ближайшая задача – их модернизация, повышение мобильности их работы, включая автоматизацию контроля налоговой отчетности, отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, проведение предпроверочного анализа, взаимоувязки ресурсов между собой, автоматизация выявления признаков уклонения от уплаты налогов и как результат высвобождения специалистов от ручного труда.

Руководителем Службы на прошедшей 20 ноября коллегии озвучена задача модернизации системы.

Переход на централизованную модель инфраструктуры, который предполагает и кардинальное изменение прикладной архитектуры информационной системы.

Комплексная модернизация АИС НАЛОГ-3 должна принести следующие результаты:

Первое. Значительное сокращение объема ручных операций за счет внедрения технологии «Налоговый автомат».

Налоговый автомат – технология, обеспечивающая своевременную обработку поступающих в налоговые органы документов и автоматизацию четко формализованных процедур налогового администрирования. Внедрение налогового автомата позволит передать функции по проведению расчетов и принятия формализованных решений из инспекций ФНС России в ЦОДы.

В перспективе в инспекциях останется только регистрация и контрольная работа.

Второе. Развитие сервисов личного кабинета помимо повышения удобства и оперативности взаимодействия так же снизит количество личных контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов, т.е. снизится и потенциальная коррупционность процессов налогового администрирования на местах.

Третье. Существенное повышение уровня контроля эффективности деятельности налоговых органов.

Внедрение данных подходов, максимальная автоматизация процессов налогового администрирования и консолидация внутренней и внешней информации в виде электронного массива данных в ЦОДе позволит оценить аспекты деятельности налоговых органов, которые в настоящее время оценке не поддаются, и перейти к более прогрессивной системе оценки результатов деятельности налоговых органов.

В заключение особое внимание присутствующих обращаю на эффективную координацию деятельности отделов, от которых зависит результативность контрольных мероприятий – почти 70% специалистов налоговых органов – это сотрудники отделов контрольной работы, камеральных и выездных налоговых проверок, предпроверочного анализа, урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, досудебного аудита, правовых отделов – отвечают, в конечном итоге, за выявление налоговых правонарушений, построение доказательной базы и поступление доначисленных платежей по результатам налоговых проверок в бюджет.

Не менее важное направление – повышение профессионального уровня знаний инспекторского состава. Причем не столько направление на учебы и курсы повышения квалификаций, сколько обучение внутри инспекций и управлений, с обязательным последующим контролем знаний путем проведения тестирования и зачетов – и здесь очень важна роль региональных управлений.

Таким образом, от вас, уважаемые коллеги, зависит повышение эффективности работы налоговых органов России в целом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector