Этнография и фольклор

1 как изображается действ в фольклоре

2 какими способами

3 в чем особенности и различие фольклора от реализма

Жанры

1 сказка- есть нарочитая фикция, необычность повествования привлекает, как небылица(в который все выворочено наизнанку), необычное изображается как возможное. Вторая особенность- чрезвычайная динамика действия. Стремление описать пейзажа нет, к красоте пейзажа рассказчик равнодушен. Встречаются детали, полного описания нет, равнодушие к описанию действующих лиц.

В фольклоре рассказ ведется только ради повествования о том, что происходит. Фольклор не знает персонажей, которые вводятся ради описания среды, общества. Каждому лицу определена своя роль, Для фольклора характерно стремление к одногеройности.

 Есть герой и вокруг него- антагонисты, помощники или кого он спасает, действие всегда совершается физически в пространстве, нет размышлений о нюансах человеческих отношений. Фольклор знает только эмпирическое пространство. Нет и не может быть двух театров действия.

Закон хронологической несовместимости. Несколько действий одновременно происходит в разных местах.

Пока действует один, остальные находятся в действии покоя.

Общего представления о времени нет.

Действие определяется случайностью, но они определяют собой дальнейшее повествование.

Баллада

Жанр более поздний, действия иногда мотивируются, есть х-р действующих лиц

Фольклор- устный, литература- письменный

Фольклор- традиция, литература- новаторство

Литература возникла из фольклора

Ритуальный смех в фольклоре

Земледельческая концепция смеха

Смех вместе с супружеством обеспечивает хороший урожай

11.11.11

Рождение от наговоров

— Беременность через взгляд, кровь, заговоры

— Рождение от выпитой воды (Видит бежит ледяная вода, стала брюхатой)

— Подражательная магия и слова- наговоры

— Рождение — как возрождение умершего

Реинкарнация

-эскимосы: девочка- дедушка

-индейцы- колдуны в экстазе.

Рождение из печки

-Емеля на печи

— Иван дурак на печи(младший)

Материал, превращающийся в человека может меняться, печь постоянна(снегурочка, мальчик с пальчик)

Появление представления о захоронении под очагом предка- есть иное явление, оно представляет собой историческую необходимость, так как созд преемственности собственности, особенно на землю, меняется вся жизнь, создается культ предков, огонь вносится в дом(очаг), тогда культ предков встречается и перекрещивается с культом огня и в сознании людей очаг становится местом пребывания умершего предка

— От съеденных останков

-От рыбы

Христос как рыба. Золотая рыбка

Рыба- тотемный предок. Умерший. Сила плодовитости

Рыба играет роль мужского начала

Рыбы имеют связь с царством умерших

— Сделанные людьми

Из глины- големы

Проблема неудачных людей из глины

Глина для земледельчества

Обряд инициации

Сказание о 7 сестрах, палка превращается в мальчика

Мотив ребенка, сделанного из дерева или глины восходит к первоначальному созданию людей

Дерево древнее, чем глина и земля

Мотивы чудесного рождения

-представления, связанные с тотемизмом

-живительная сила растительной природы

-мотивы, восходящие к мифам о создании первых людей

-мотивы, основанные на представлении реинкарнации(царевна лягушка)

Сказка сохранила не ту, наиболее раннюю стадию, когда причина рождения была неизвестна, а более позднюю, когда это рождение приписывалось героям, спасителям или богам. В некоторых случаях чудесный рожденный герой не спаситель(снегурочка)

Быстрый рост героя

Утром принесла- вечером на ногах пошел

Все эти материалы дают заключение- что мотив быстрого роста созд из мотива рождения героя ибавителя, он рожд в момент беды и сразу же берется за дело освобождения. Он рождается взрослым, потому что он взрослый-вернувшийся с того света, но т к женщина не может родить взрослого, появляется мотив превращения ребенка во взрослого, которое в сказке представляетс как необычно быстрый рост.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector