Проблемы формирования российской конфессиональной идентичности в условиях этноконфессиональных противоречий

Проблема формирования идентичности конфессий в Российской Федерации весьма актуальна. Основные этноконфессиональные противоречия происходят на юге России, это обусловлено наличием многих факторов, а так же в силу последних событий, происходящих в данном регионе. Последние социологические исследования  показывают, что обращение человека к религии скорее становится фактом социально-культурной идентификации, чем фактом религиозного самоопределения.

Сразу стоит отметить, данная проблема пока не имеет четко спланированных решений, и может быть рассмотрена только в теоретическом контексте и на основе моих умозаключений). Этноконфессиональные противоречия, как правило, складываются в течение долгого промежутка времени,  на основе серьезных неразрешенных противоречий и самое главное – при недостаточно спланированной политике государств в отношении конфликта.

В прошлом, руководство СССР успешно проводило политику «денационализации» населения страны, — не было четко выраженных национальных групп, существовало лишь понятие «гражданин Советского Союза». После распада СССР этнические группы начали объединяться в основном, именно по конфессиональному признаку, происходило формирование  устойчивых этноконфессиональных политических идентичностей.  Постепенно в российском обществе назревает социальный кризис, так как люди вместе с распадом Союза потеряли понятие своей идентичности, так как до момента кризиса никто толком не задумывался об этом, что же на самом деле есть – российская идентичность. Она стала формироваться на основе конфессионального признака, ведь это самый простой и верный способ объединить людей. Соответственно, группы людей стали перемещаться по стране, исходя из их конфессиональных убеждений.

Основным фактором, влияющим на этнический состав населения продолжает оставаться миграция. За последнее время произошли существенные изменения в национальной динамике и миграционных процессах. Четко выявляются две тенденции: это уменьшение славянской компоненты этнокультуры и существенное увеличение доли других народностей, таких как армян, азейбарджанцев. Еще факты: численность «русских» выросла на 3 млн. человек только за счет мигрантов. Они всеми силами стремятся обосноваться, причем  за счет вытеснения местного населения, на этом фоне возникают естественные этноконфессиональные конфликты. Эти конфликты постепенно принимают политический характер. Это весьма печально. При таком этническом разнообразии государством проводится ряд мер, однако отсутствие методических разработок по межрегиональным вопросам, контроля за религиозными общинами, среди которых есть экстремисты и многие другие важные факторы не позволяют пока решить существующие проблемы.

Что касается конфессиональной идентичности, то сразу стоит сказать, что ее нет.) По данным всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ (март 2010), население России по религиозному признаку разделяется следующим образом:

Православие 75%

Ислам 5%

Католизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм – по 1%

Неверующие 8%

В настоящее время активно разрабатывается проект концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями. Акцент сделан на необходимости установления понятия «традиционной религии» и приоритетном сотрудничестве государства с ними. Проект закона о внесении соответствующих изменений в ФЗ « О свободе совести и религиозных организациях» уже обсуждался в комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. Конечно же, смысл проекта будет заключаться в определении Православия как первой среди равных по законодательству религий. Основные конфессии поддержат принятие законопроекта, но так же это событие станет поводом для новых конфессиональных противоречий.

Подведем итоги:

Религиозный фанатизм, агрессия и нетерпимость имеет место быть между различными конфессиями РФ. В таких условиях о формировании некой единой российской идентичности не может быть и речи, пока основные противоречии не будут разрешены политическим или каким-либо иным, главное мирным путем. Российское Правительство принимает ряд мер по разрешению возникающих конфликтов, но в силу того, что конфессиональных экстремистских группировок много,  оно не в состоянии оперативно реагировать, а значит контролировать все процессы. Однако предпринят существенный шаг – разработка государственного проекта «традиционной религии», и, на мой взгляд, если дальнейшие меры Правительства будут направлены на мирное, благоприятное сплочение населения страны на основе национально-конфессионального единства, а не на противопоставлении одной конфессии другой, конфликты будут исчерпаны и мы избежим Третьей Мировой Войны).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector