Предлагаем к возможному обсуждению вопросы и задания для анализа эпизода чтения Евангелия (роман Ф.Достоевского “Преступление и наказание”).

Предлагаем к возможному обсуждению вопросы и задания для анализа эпизода чтения Евангелия (роман Ф.Достоевского “Преступление и наказание”).

  1. Убедитесь, что эпизод занимает центральное положение (4-я глава 4-й книги романа, в котором, включая эпилог, 7 частей). Обратите внимание на частое повторение и выделение числа 4, сделайте вывод о его символике.
  2. Проследите композицию (состав и соотношение частей) эпизода; отметьте, что он состоит из диалога Сони и пришедшего к ней Раскольникова, чтения Евангелия и завершающего диалога героев перед уходом Раскольникова. Охарактеризуйте место сцены чтения Евангелия, подчёркивающее её важность.
  3. Отметьте, что эпизоду предшествует уход Раскольникова от матери и сестры и его разговор с Разумихиным, во время которого “идея проскользнула”, “что-то ужасное, безобразное и вдруг понятное с обеих сторон”. Завершается эпизод мысленным упоминанием Соней оставленных Раскольниковым матери и сестры при абсолютном непонимании Соней по сути состоявшегося признания Раскольникова (“мысль не приходила ей в голову”). Подслушивающий Свидригайлов всё более сближается, даже пространственно, со своим “двойником”. Сделайте вывод о композиционной стройности, относительной самостоятельности, завершённости эпизода, которые подчёркивают его значимость.
  4. Перечитайте начало эпизода: приход Раскольникова и рассматривание им Сониной комнаты. Дайте характеристику и оценку обильно упоминаемым деталям. Среди них отметьте предметные, говорящие о бедственном положении Сони: дом старый, лестница узкая и тёмная, крошечная передняя, продавленный стул, искривлённый подсвечник и другие. Найдите детали, передающие настроение, имеющие эмоционально-психологический оттенок: эпитеты “продавленный”, “искривлённая”, “низкая”, “наглухо”, “неправильного”, “уродливое” и другие, неопределённые наречия и местоимения: как будто, как-то, что-то и другие. Рассмотрите детали цветовые: дом зелёный, обои желтоватые и другие. Проследите детали повторяющиеся: канава, свеча. Объясните символический смысл деталей, содержащих евангельские параллели: сарай, фамилия Капернаумовы. Сделайте вывод о многообразии функций художественных деталей как одной из особенностей поэтики Достоевского, их психологичности и соотнесённости с евангельским сюжетом, находящимся в центре эпизода.
  5. Перечитайте диалог Сони и Раскольникова до сцены чтения Евангелия. Кто выступает в роли “судьи”, а кто “подсудимого”? Как ведёт себя Соня во время “допроса”? Для чего расширяются границы эпизода включением воспоминаний Сони о Катерине Ивановне? Что говорят о душевном состоянии девушки портретные детали? Как вы понимаете слова авторского комментария “ненасытимое сострадание” о выражении лица Сони? В какой момент происходит перелом в разговоре, подчёркнутый изменением обращения “вы” на “ты”. Что означает “ты”: фамильярность или внезапно осознанную близость, признание её равной себе или какое-то другое признание? Что говорят об этом детали поведения Раскольникова, портретные детали? Как сцена коленопреклонения может быть соотнесена с Евангелием? Как она предвосхищает будущее признание Раскольниковым её убеждений своими убеждениями?
  6. Задав “великой страдалице” и “великой грешнице” вопрос, как “позор и низость” совмещаются в ней “со святыми чувствами”, Раскольников погружается в раздумье. К какому выводу приходит он? Почему Сонина наивная и горячая вера кажется ему проявлением безумия? Если Соня интуитивно выбрала путь смирения и упования на милость Бога, то какой путь выбрал Раскольников? Подтвердите, что, по Достоевскому, его дорога ведёт к нравственной смерти.
  7. Перечитайте сцену чтения Евангелия, которая вводит в роман мотив воскресения. Каков буквальный смысл истории воскрешения Лазаря? Может ли, на ваш взгляд, Раскольников “буквально”, как он утверждал ранее в разговоре с Порфирием Петровичем, верить в него? Почему он настаивает на чтении?
  8. Достоевский подробно и неоднократно описывает Соню во время чтения. Какие детали её поведения отмечены и как они передают её состояние? Каков, на ваш взгляд, смысл замечания “она знала наизусть, что читала”? Чем близок Соне этот рассказ о чуде? Как он соотнесён с образом её отца и с ней самой? Какой оттенок в этом контексте приобретают детали, связанные с мотивом смерти: “пальцы, как у мёртвой”, “умертвила… себя” и другие? Как, на ваш взгляд, связаны “чудо” и вера в него?
  9.  Какова кульминация сцены чтения Евангелия? Какие слова выделены в ней автором и для чего? Какова роль художественной детали “Лизаветино” Евангелие? В чём символический смысл параллели “Раскольников–Лазарь”? Будет ли “чудом” “воскресение” Раскольникова?
  10. Перечитайте диалог героев, завершающий их встречу. Что, по-вашему, означает предшествующая ему пауза? Как меняется поведение Раскольникова, тон его речи и о чём это может свидетельствовать? По логике Раскольникова, Соня “загубила жизнь” (правда, свою, но “это всё равно”) и в одиночку не выдержит, как и он. Говоря “ты тоже переступила… смогла переступить”, признаёт ли Раскольников невольно Сонино превосходство? Он предлагает ей идти вместе, с целью взять власть над “дрожащею тварью”. Как понимает его Соня? Как автор подчёркивает близость героев? Что в ней мнимо, а что истинно? Кто из них лучше это чувствует?
  11. Процитируйте имеющиеся в тексте эпизода упоминания о детях и убедитесь, что это сквозной мотив всего разговора. Дайте оценку словам Раскольникова, сказанным им в финале: “А ведь дети — образ Христов…” Какие мысли и чувства героев говорят о том, что они по-настоящему близки и необходимы друг другу?
  12. Прокомментируйте строки эпилога о Соне и Раскольникове: “сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”, соотнесите их с итогами проделанного вами анализа и сделайте вывод о роли эпизода.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector