Буран

Картина мира, создаваемая автором, уподоблена естественной хаотичности окружающего нас мира. Буран, ветер воспринимаются как отождествленные с проявлением человеческих переживаний понятия.

В данном тексте главным объектом изображения является буран, который представляется нам эстетически значимым явлением природы. В описании используются различные выразительные средства: сравнения, создающие целую художественную картину происходящего («… туча, огромная, как небо…»), олицетворения («…слепил глаза, занимал дыхание, ревел…»), метафоры, предназначенные для усиления выразительности речи и для передачи точки зрения автора («…волнение снежного океана…»). Все эти художественно значимые средства делают текст более образным, помогают читателю понять основные эмоции и настроение автора, испытываемые по отношению к бурану: чувства страха, ужаса перед яростной непобедимой силой.

Особенность повествовательной манеры автора заключается в обилие различных тропов, создающих финальный образ происходящего явления.

При изображении семантического поля «буран» в экспозиции и основной части текста наблюдается эффект градации («разыгрался пустынный ветер»; «ревел, выл, стонал, бил, трепал»;  «свирепел час от часу»). Она подчеркивает нарастающий страх перед стихией. Занимает значимую часть текста, несет смысловую нагрузку синтаксический параллелизм, подчеркивающий момент зарождения бурана («… уже огромная снеговая туча завлекла большую половину неба…;… уже … слышался … как будто … плач младенца…»); парцелляция («Прошла еще ночь. Утих буйный ветер. Степи представляли вид бурного моря. Внезапно оледеневшего»), цель которой – подчеркнуть экспрессию путем отрывистого произношения; восклицательные предложения, выражающие эмоциональное отношение автора к изображаемому.

Стремление писателя к объективному изображению мира, реализация его позиции в тексте позволяют воспринимать эстетические, образные, пространственные характеристики текста как целостные.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector