Повышенная тревожность — что это такое

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием «повышенная тревожность», научить  практическим приемам коррекции тревожности у детей.
  2. Помочь выработке правильного  стиля семейного воспитания во избежание формирования тревожного поведения у детей.

Ход собрания:

Тревожность – это понятие несколько иного рода, чем «тревога». Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, то тревожность психологи определяют как  индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.

    Не следует путать тревожность с понятием «страх». Только если ребенок  боится высоты, темноты, одиночества, то есть чего-то конкретного, мы можем говорить о страхах. Тревожность же проявляется почти всегда и не связана с какой-либо определенной ситуацией.

   До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется  в нарушении детско-родительских отношений.

Причины детской тревожности

Как правило, в основе детской тревожности лежит внутриличностный конфликт, который может быть вызван следующими причинами:

  • противоречивые требования родителей и школы (детского сада). Например, родители разрешают пропускать ребенку занятия без уважительной причины, а учитель «отчитывает» ребенка за пропуск перед всем классом. Причиной повышенной тревожности также часто становятся противоречивые требования внутри семьи. Например, мама может запретить смотреть телевизор перед сном, а папа, втайне от мамы, разрешить. Ребенок начинает «разрываться» между «можно» и «нельзя»: с одной стороны он хочет посмотреть мультик, а с другой – ему не хочется огорчать маму. Возникает конфликт между собственными желаниями и требованиями взрослых, который негативно сказывается на детской психике;
  • завышенные требования родителей к собственному ребенку. Например, родители часто не могут принять то, что их ребенок не самый лучший ученик класса. Они заставляют его много читать и писать, но, не увидев положительного результата, начинают кричать на малыша или, еще хуже, применять физическую силу. К сожалению, не все дети способны хорошо учиться. Любить ребенка нужно не за хорошие оценки, а уже за то, что он у вас есть;
  • высокая тревожность родителей часто передается детям. Согласитесь, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не боялся отвечать на уроке, а сами разговариваете со своим начальником по телефону дрожащим голосом, то стоит ли удивляться тревожности своего ребенка? Ведь дети учатся на примерах своих родителей. Поэтому чтобы воспитать уверенного в себе ребенка, нужно демонстрировать ему как можно чаще модель уверенного поведения. Кроме, этого часто причиной тревожности у детей становится развод родителей или эмоциональное отвержение ребенка родителями, когда дети просто чувствуют себя лишними;
  • строгий стиль воспитания учителя или воспитателя. Если воспитатель или учитель часто повышает голос во время занятий, предъявляет завышенные требования, то, как правило, тревожными становятся почти все дети в классе или группе. Особенно, если у этих детей строгие или тревожные родители;
  • тревожность может возникнуть в результате того, что в жизни ребенка за последнее время произошло много негативных событий. Поэтому в такие моменты ему нужна поддержка и повышенное внимание;
  • нередко тревожность является симптомом невроза или других психических заболеваний. В этом случае родителям нужно обязательно обратиться к врачу..

Как узнать, тревожен ли ребенок?

  1. Постоянное беспокойство.
  2. Невозможность или значительная трудность на чем-либо сосредоточиться.
  3. Мышечное напряжение, особенно в области лица, шеи.
  4. Раздражительность.
  5. Нарушение сна.

    Чтобы помочь тревожному ребенку, специалисты рекомендуют проводить работу в 3 направлениях:

  1. формирование высокой самооценки;
  2. обучение ребенка расслаблению;
  1. тренировка навыков уверенного  поведения

Формирование высокой самооценки

Для того чтобы повысить самооценку у ребенка, нужна длительная и целенаправленная работа. Чаще называйте ребенка по имени, хвалите даже за небольшие успехи, особенно в присутствии других детей или значимых для него взрослых. Полезно играть с детьми в следующие игры.
«Цветик-семицветик». Вместе с ребенком вырежьте из цветного картона серединку и семь разноцветных лепестков. После того, как вы склеите их вместе и у вас получится красивый цветок (не забывайте хвалить ребенка в процессе работы), вклейте туда любимую фотографию вашего чада. Теперь пускай на каждом лепестке он напишет (или вы поможете ему в этом, если он еще не умеет писать) то, что у него получается делать лучше всего. Например, складывать пазлы или мастерить бумажные самолетики. Повесьте цветик-семицветик в детской комнате или на любом видном месте. Почаще напоминайте малышу о его способностях.
«Копилка достижений». Это упражнение хорошо подойдет для детей, которые испытывают трудности в определенном деле, например, письме или чтении. Возьмите любую вместительную картонную коробку. Пускай ребенок оформит ее по своему вкусу: наклеит любимые наклейки или фантики, разрисует красками, украсит ленточками и т.д. Каждый день на маленьких красивых кусочках бумаги ребенок будет записывать свои достижения в трудном для него деле. Если это чтение, то записки могут быть такими: «Выучил букву «Д», «Правильно выделил звуки в слове», «Прочитал целое слово» и т.д. К копилке детских достижений можно обращаться в любой момент, особенно, когда ребенок «упал духом» и перестал верить в собственные силы.

Обучение ребенка расслаблению

Для тревожных детей характерны мышечные зажимы, поэтому очень важным моментом при работе с такими детьми является обучение его расслаблению. Для достижения этой цели отлично подойдет массаж и растирания тела, а также различные техники релаксации.
«Воздушный шарик». Это упражнение позволяет расслабить мышцы губ и нижней части лица. Ребенок представляет, что у него в руках есть воздушный шарик, который нужно надуть. Он подносит его ко рту и начинает надувать: все сильнее и сильнее. Его глаза становятся круглыми и наблюдают за тем, как надувается воздушный шарик. С каждый выдохом становится все тяжелее и тяжелее, ну вот, наконец, шарик стал большим, можно расслабить мышцы.
Этюд на расслабление мышц «Турист с тяжелым рюкзаком». Это упражнение позволит расслабить спину и плечевые суставы. Ребенок представляет, что он турист и ему нужно нести на спине тяжелый рюкзак. Сначала он с трудом его поднимает и одевает на спину, а затем, сгибаясь от тяжести, несет по дороге. Наконец, пройдя нелегкий путь, он медленно снимает рюкзак и ставит его на землю. В конце упражнения ребенок выпрямляет спину и расслабляет плечи. Затем нагибается вперед, опускает расслабленные руки вниз и слегка ими покачивает.
Для того чтобы научить ребенка расслабляться, также рекомендуют проводить с ним различные медитации. Пусть ребенок ляжет на ровную поверхность и под музыку и ваши сопутствующие слова представляет, как он лежит на зеленой лужайке и слушает пение птиц или загорает на берегу моря под теплыми солнечными лучами.

Тренировка навыков уверенного поведения

Это, пожалуй, один из самых сложных и самых важных этапов в работе с детской тревожностью. На этом этапе очень полезными является проигрывание ситуаций, вызывающих тревогу, чтение сказок, рисование и т.д.
Проигрывание ситуаций, вызывающих тревогу. Такие ситуации можно проигрывать с помощью любимых игрушек ребенка, которые будут исполнять роль их самих, а ребенок, в свою очередь, будет играть предмет собственного страха. Например, если малыш боится учительницу, то именно ее роль он и будет исполнять. После разыгранной сценки обязательно обсудите с ребенком все происходящее. Пускай он постарается ответить на вопросы: «Почему учительница кричала?», Если ребенок боится отвечать у доски, устройте дома театр, вместе с импровизированным занавесом и сценой, и разыграйте эту ситуацию так, чтобы она выглядела смешной. Смех отлично помогает справиться с тревожными переживаниями.
Чтение сказок. Для работы с тревожностью подойдут сказки, где главный герой успешно справился со своими переживаниями. Вы можете придумать такие сказки сами или использовать уже готовые, например, «Крошка Енот», «Как заяц стал храбрым» и т.д.
«Рисование». Для придания себе уверенности малыш может нарисовать себя уверенного и храброго и носить этот рисунок, как талисман. Когда он почувствует тревогу, этот рисунок поможет ему успокоиться и поверить в свои силы.

Итог.

Памятка для родителей.

  1.  Даже если вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказывать ему в любви и поддержке.. пусть он живет в атмосфере  тепла и доверия, и тогда проявятся все его таланты.
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем  примером ребенку.
  7. Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказания  лишь в крайних случаях.
  11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector