Положение законов РФ среди нормативных правовых актов

Поскольку закон Российской Федерации является одним из видов нормативных правовых актов, поэтому он обладает признаками нормативного правового акта.

Современный правовой акт, в том числе и закон, обладает следующими признаками:

— издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;

— имеет государственно-властный характер;

— охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;

— обладает юридической силой, т.е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;

— существует в документальной форме: имеет установленную форму и реквизиты; снабжен указаниями о времени и месте принятия, а также подписями надлежащих должностных лиц; разбит, чаще всего на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т.п.; содержит четкие положения о том, на какую территорию или какой круг лиц распространяется действие данного акта;

— является частью строгой иерархии системы права.

В настоящее время в отечественной науке существует большое количество определений закона. Однако в  отечественном законодательстве до сих пор имеется смешение понятий закона.

В Конституции Российской Федерации и ее республик, входящих в состав Российской Федерации, закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону». В этой формулировке понятие «закон» употребляется в широком смысле как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность.

Однако, пункт 1 статьи 120 Конституции Российской Федерации слегка «подправил» эту формулу, тем самым подчеркивая значение Конституции. Она гласит так: «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону[1]». По нашему мнению, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом. Тогда выходит, что судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источникам права?

Смешение двух значений понятия «закон» привело к серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона — в Конституции Российской Федерации.

Закон — это принятый в особом порядке «первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой[2]. Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Законы могут приниматься и на референдумах — в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения: уголовно-процессуальные, административные, гражданско-правовые и т.д.

Закон обладает рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Закон занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой.

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам, за исключением Конституции РФ и Федеральных конституционных законов. Поэтому другие правовые акты не могут противоречить закону.

Закон первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. такие отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового существования.

Закон обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения, имеет высокий механизм обеспечения.

Государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности.

Таким образом, закон является несущей конструкцией и системообразующим фактором всей системы законодательства государства.



[1] Конституция Российской Федерации. офиц. текст. Новосибирск, 2011, — С. 53

[2] Морозова, Л.А. Теория государства и права. М., 2011, — С. 248.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector