Неоднородный характер законов РФ

Неоднородность законов РФ выражается в противоречии и ином несоответствии норм конституционного (уставного) права законодательства субъектов РФ нормам федерального конституционного законодательства и в разнообразии и несогласованности норм конституционного (уставного) законодательства отдельных субъектов РФ. Неоднородность законов РФ обусловлена их типологией.

Обладая общими свойствами, указанными выше, они различаются между собой по многим критериям. Эти различия обусловлены многими факторами. Такие масштабные институты как государство и право тесно взаимосвязаны между собой, взаимообусловлены и неотделимы друг от друга.

Правовая система отражает сущность государств, его политическое устройство, определяет порядок общественной и иной жизни населения страны.

Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в статье 76 Конституции Российской Федерации: «По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики края области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации».

Из содержания статьи 76 Конституции Российской Федерации следует, что законы в РФ носят неоднородный характер, в ней указана система действующих в национальной правовой системе законов, отличающихся предметом регулирования, формой, юридической силой и др. Содержание указанной статьи закрепляет основы федерального правового регулирования по предметам ведения Российской Федерации.

Юридическая сила является особым свойством нормативно-правового акта. Она определяет его место и роль в системе законодательства, зависит от положения и полномочий органа, издавшего акт, т.е. устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо указывает на иерархию (верховенство или подчиненность) нормативно-правовых актов, где высшей юридической силой обладают законы.

Статья 76 Конституции Российской Федерации устанавливает порядок и пределы действия федеральных законов, их основные виды и соотношение между собой (ч.1 и 3 ст. 76), а также регламентирует взаимодействие федеральных законов, с одной стороны, и законодательных и иных актов субъектов РФ – с другой].

Существенную роль при определении предмета регулирования между различными субъектами власти в российской Федерации, а, следовательно, в принятии законов разного уровня, создании различных видов законов сыграл Федеративный договор, подписанный в Москве в мае 1992 г., где было осуществлено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации с другими субъективными образованиями Российской Федерации.

Федеральный закон № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами Государственной власти субъекта Российской Федерации государственной власти субъекта Российской Федерации.

 Форма государственного (территориально-политического) устройства Российской Федерации влияет на правовую систему государства и, наоборот, Конституция Российской Федерации и другие законы определяют существующую в стране форму государственного устройства. Представляется удачным следующее определение: под формой государственного (территориально-политического) устройства Российской Федерации понимаются внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать дефиницию видов законов Российской Федерации.

Виды законов Российской Федерации – это система законов, действующих в национальной правовой системе, являющиеся основным видом нормативных правовых актов, отличающихся между собой предметом регулирования, формой, юридической силой, процедурой и субъектом принятия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector