Классификация законов Российской Федерации по юридической силе

Законы РФ, как основной вид нормативных правовых актов, отличаются между собой предметом регулирования, формой, юридической силой, процедурой и субъектом принятия. Законы разнообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта законотворчества, адресата, территории, на которой они действуют.

Самая распространенная классификация видов законов построена на таком критерии как юридическая сила. Здесь система видов законов строится в порядке

убывания юридической силы: конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы субъектов РФ.

Статья 76 Конституции содержит классификацию законов в зависимости от их юридической силы и субъектов государственного правотворчества. Юридическая сила является особым свойством нормативно-правового акта. Она определяет его место и роль в системе законодательства, зависит от положения и полномочий органа, издавшего акт, т.е. устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо указывает на иерархию (верховенство или подчиненность) нормативно-правовых актов, где высшей юридической силой обладают законы.

Конституция РФ является основным законом государства и представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Так Конституция:

— носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

— закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

Конституции принимают и субъекты Федерации – республики. Остальные субъекты принимают уставы.

Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона.

Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ:

— о военном положении;

— о чрезвычайном положении;

— о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;

— о изменении статуса субъекта РФ;

— о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;

— о референдуме;

— о судебной системе;

— о Конституционном Суде РФ;

— о Верховном Суде РФ;

— о Высшем арбитражном суде РФ; и др.

Среди Федеральных конституционных законов можно назвать: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с посл. изменениями), Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Его нормы обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.

Для конституционных законов характерны следующие черты:

а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции РФ;

б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия;

в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;

г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;

д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции РФ;

е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу Конституции и в особом порядке.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет.

В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РФ).

К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением Конституционного суда РФ от 31 октября 1995г. о толковании ст. 136 Конституции РФ. Этот закон и принятые позже него другие законы о поправках к Конституции обладают особой юридической силой и принимаются в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона.

Федеральный закон является основным видом закона РФ и составляют основ-

ную массу законодательства. Федеральный закон — федеральный законодательный акт РФ, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы: кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства) и текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector