Другие классификации законов Российской Федерации

Все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на:

— постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);

— временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта;

— чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия.

По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на  федеральные и субъектов федерации. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию. Законы субъектов издаются высшими органами государственной власти субъектов федерации и, соответственно, имеют юридическую силу лишь на подведомственной территории. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

По кругу лиц законы можно подразделить на: законы общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ) и законы специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах).

По сфере действия законы можно подразделить на: общие (действующие на территории всей России (например, все кодексы РФ) и местные, действующие на определенной части территории России (например, законы о районах Крайнего Севера, Средней Азии и приравненных к ним). По особому порядку принятия законы подразделяются на конституционные (органические) и обыкновенные.

Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но и сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам.

Этим единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия — Конституционного Суда — и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции РФ всех законов, иных нормативных — юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал.

Обыкновенные законы делятся на кодифицированные и текущие.

К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс — это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных от ношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права  (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector