Атлетическая гимнастика пользуется большим интересом у значительной части населения, особенно среди подростков и молодежи

Атлетическая гимнастика пользуется большим интересом у значительной части населения, особенно среди подростков и молодежи. Многие стремятся иметь красивые формы тела, мощные, сильные мышцы, гордую осанку.

При рациональных методах тренировки занятия атлетической гимнастикой способствуют гармоничному слиянию силы, выносливости, ловкости, что в конечном итоге отражается на внешнем облике человека. Занятия атлетизмом воспитывают крепких, сильных, упорных, уверенных в своих силах людей.

Занятия атлетической гимнастикой требуют серьёзного оборудования. Но и те, кто пока не имеет возможности использовать специальные тренажеры, вполне могут обеспечить себя более доступным инвентарём для сложных и действенных тренировок: штанга с достаточным набором дисков; разборные гантели; скамья, для жима лежа, стойки для приседаний; доска, которую легко ставить под разными углами для разных упражнений; гири; резиновый бинт – снаряд, обладающий определенной спецификой – сопротивление растёт в конце движения.

По сравнению с другими видами спортивной деятельности атлетизм существенно экономит время, позволяет изолированно воздействовать на слабо развитые группы мышц, точно дозировать нагрузку. И уже через несколько месяцев занятий можно наблюдать первые положительные результаты. (В.П. Смолевский, 1987)

Занимаясь атлетической атлетикой, не следует забывать о прогулках на свежем воздухе, беге, плавании, различных спортивных играх – вспомогательных средствах тренировки, сопровождающих её постоянно, заряжая энергией и хорошим настроением (Л.А. Остапенко, 1989).

В 1987 году образована Федерация атлетической гимнастики СССР по двум направлениям: вольные упражнения – культуризм и силовое троеборье, которое включает в себя выполнение трех соревновательных движений – приседания, жим лежа, и становую тягу.

За последнее время результаты в силовом троеборье намного увеличились. Этот процесс объясняется развитием материально-технической базы, сближением спорта с наукой, совершенствование методики обучения, а также более современным планированием тренировочного процесса.

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов – отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация.

Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности ребенка к тому, или иному виду спорта на основе способностей – совокупности качеств личности, которые соответствуют объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающие её выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную ловкость в овладеваниями знаниями, умениями, навыки и продуктивность в различных видах деятельности),  так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта).

Спортивный отбор – длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективен лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов обследования:

  1. Антропометрические обследования, которые позволяют определить, на сколько занимающийся соответствует тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида сорта.
  2. Медико-биологические исследования дают оценку состояния здоровья, физическому развитию, физической подготовленности, занимающихся. Особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме подростков после выполнения значительных тренировочных нагрузок.
  3. Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований, а также в лабораторных условиях.
  4. Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем, или иным видом спорота, эффективные средства и методы формирования этих интересов, раскрывают причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительному занятию спортом и высоким спортивным достижениям.
  5. Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличие необходимых физических качеств и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, то есть выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умения управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности занимающихся выполнить предложенный им набор тестов и очень мало об их перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности, или неспособности к обучению в том, или ином виде деятельности (Ж.К. Холодов, 2000).

Необходимо отметить, что до настоящего времени в силовом троеборье, которое сейчас официально признано как вид спорта, не достигнуто единства отбора в секции. Тренеру педагогу приходиться самостоятельно искать рациональные методы выявления талантливых подростков, обладающих потенциальными возможностями и способных достичь в зрелом возрасте высоких спортивных результатов.

В нашей работе мы хотим рассмотреть возможность применения для отборов в секции силового троеборья тестов применяемых в, с той же целью, в тяжелой атлетике, как адекватных видах спорта. Этот вопрос приобретает актуальность в связи с недостатком научно-методической литературы по силовому троеборью.

Напомним, что слово «тест» английского происхождения, и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». Значение тестов в спортивной практике трудно переоценить, так как определение физического развития, физической подготовленности были и продолжают оставаться предметами многочисленных исследований.

Тестирования многократно подвергались критики, потому, что достижения в соревнованиях не всегда совпадали с результатами тестов. Однако, обобщая оценку нескольких тестов можно получить объективную картину, позволяющую не  только осуществлять успешный отбор наиболее перспективных подростков и юношей в секции силового троеборья, но и определив уровень общей и специальной физической подготовленности оценить возможности атлета на данном этапе подготовки, избежать состояния перетренированности. Кроме того, полученные с помощью тестов результаты можно использовать в качестве объективной основы планирования процесса спортивной подготовки (И.С. Ипполлитоа, 1995).

Таким образом, в связи с недостатком научно – методической литературы по силовому троеборью, мы определили для себя некоторые вопросы актуальными и хотим предложить их к рассмотрению в нашей работе: Определение возрастных границ для начала занятий и отбор в секцию при помощи тестов; разработка четкой системы тренировок для начинающих, с учетом факторов, влияющих на технику и результат соревновательных достижений, а также на тренированность в целом; использование для решения некоторых тренировочных проблем вспомогательных упражнений на тренажерах, при естественном усилении к объективизации методов контроля за состоянием тренированности спортсмена.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector