Единые педагогические требования

К себе:

  • соблюдать законы и традиции (личный пример);
  • не забывать, что вожатый всегда на виду, т.е. контролировать свое поведение на лекциях, встречах, центрах, творческих мастерских и т.д.;
  • соблюдать культуру речи: не использовать не нормативную лексику, корректно обращаться к каждому, использовать молодежный сленг там, где это уместно;
  • всегда следить за своим внешним видом (одеваться по погоде и в соответствие с проводимыми мероприятиями);
  • следить за порядком в своих комнатах;
  • вредные привычки не должны мешать окружающим и работе;
  • доброжелательность ко всем;
  • не стараться заработать «дешевый» авторитет;
  • помнить, что комиссар всегда должен быть на ступеньку выше ребят.

К педагогическому отряду:

  • корректность в отношениях друг к другу;
  • взаимоотношения между членами педагогического отряда не должны выходить за его пределы;
  • не делать замечания друг другу в присутствии ребят;
  • сохранять партнерские отношения в рабочей паре;
  • старший в рабочей паре должен делиться опытом и передавать часть своих полномочий тому, кто младше;
  • стараться поддерживать хорошие отношения в педагогическом отряде независимо от своего настроения;
  • понимать друг друга и помогать друг другу;
  • не перекладывать свои обязанности на помощника вожатого;
  • не приглашать своих друзей «в гости».

К подростку:

  • соблюдать режимные моменты;
  • соблюдать законы и традиции;
  • уважительно относиться ко всем членам педагогического отряда;
  • после отбоя каждый должен находиться на своем месте;
  • соблюдать технику безопасности;
  • регулярно питаться в столовой;
  • отказаться от своих вредных привычек (курение, алкоголь);
  • «No sex».

                              Кодекс чести вожатого

  1. Взаимное доверие, которое базируется на уважении и осознанности того, что я делаю! Сомневаюсь – спрашиваю!
  2. Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией! (система “передачи” отряда, выход на работу, внеплановая ситуация – в известность администрацию!)
  3. В присутствии хоть одного человека, никакого выяснения отношений, разборок, ругани между коллегами! Сразу – вон!!!
  4. Единство и постоянство педагогических требований (установлены не администрацией, но здравым смыслом!)
  5. Приоритеты организации жизни в отряде: безопасность детей, чёткая организация, отношения в отряде, комфорт, деятельность, содержание, творчество.
  6. Ребёнок – клиент, он ничего “не должен”. Постоянная забота, всегда ухожен, обласкан. Никаких окриков (“Эй, ты иди отсюда!”)
  7. Главный способ воздействия на ребёнка — личный пример (участие в совместной деятельности, внешний вид Комиссара, соблюдение правил этикета, моральный облик – нет курению и малейшему запаху алкоголя!)
  8. Творческие моменты мы обсуждаем, организационные – выполняем! Ценно не умение грамотно объяснить причину, почему не смог, а умение “смочь”, хоть и не грамотно, а интуитивно.
  9. Согласуй свои действия со своим вторым вожатым. Распределите обязанности.
  10. Право на ограничение и координацию творческой деятельности ребят имеет только их отрядный вожатый (либо лицо им для этого уполномоченное). Предложения других принимаются и рассматриваются.
  11. Разделение рабочих и личных моментов. Никто не имеет права осуждать человека за то, что не касается его конкретных поступков и рабочих качеств.
  12. Приветливость ко всем сотрудникам лагеря. Правило “улыбки”. Мы в одной лодке: плохо одному – плохо всем!
  13. Работа вожатого – не тяжкий труд, но образ жизни! Она приносит мне удовольствие!

Р.S. Самый глупый ответ: “Всегда так было!”. Ведь мы способны мыслить творчески, мы — думаем, мы — развиваемся!

Кодекс чести помощника вожатого

  1. Четко, обдумано и своевременно выполнять все указания всех вожатых (в том числе и просьбы, по возможности).
  2. Следи за соблюдением режимных моментов. При необходимости уточни распорядок дня у вожатого.
  3. Следи за работой отряда по профилю.
  4. Интересуйся, кто нуждается в твоей помощи, в помощи отряда. Постоянно думай, что можно сделать отряд для республики, для других, для себя.
  5. Не теряй зря Время! если не знаешь, чем занять отряд — обратись за помощью к комиссару.
  6. Интересуйся впечатлениями и мнением других о прожитом дне, сделанных делах. Радуйся за других, огорчайся за других.
  7. Будь тактичен и внимателен.
  8. Не старайся сделать все сам! Дай другим проявить себя. Определи, где ты наиболее полезен.
  9. Будь примером для других, (а главное для ребят)
  10. Поощряй и благодари.
  11. Не поддавайся эмоциям, особенно отрицательным.
  12. Одни требования для всех. Нет «плохих» – нет «Любимчиков» и наоборот. Законы едины для всех.
  13. Признавай (вовремя) свои ошибки и не компетентность, иначе пострадает дело.
  14. Каков ты – таков и твой отряд.
  15. Хорошее настроение вожатого – драгоценность, береги ее.

Советы

Работа вожатого сопряжена с эмоциональными и нервными напряжениями. Необходимо уметь не только правильно вести себя в стрессовых ситуациях, но и по возможности предупреждать их. Каждый человек должен владеть приемами саморегуляции. Условия, необходимые для стабилизации настроения и высокой работоспособности:

  1. Не торопитесь действовать, если вами руководит чувство гнева, нетерпения, раздражения, досады и т.п.
  2. В состоянии стресса организм приготовился к защите, в нем все мобилизовано для интенсивной мышечной работы. Дайте ему эту разрядку: сделайте энергичные движения — вот напряжение и снято. Бывает, что по причине сильного потрясения человека охватывает слабость. В этом случае лучше сесть, расслабится. Можно и поплакать, не надо этого стыдиться при большом горе. Или обратиться к аутотренингу.
  3. Умейте достойно принимать неудачу.
  4. Не считайте, что все потеряно. Разделите лист бумаги на две колонки. В левую запишите в порядке убывания значимости все отрицательные последствия события. В правую – то, что можно противопоставить случившемуся, положительные последствия, в том числе и извлеченные уроки. Таким образом, можно отличить неудачу от катастрофы, неурядицу от беды.
  5. Не преувеличивайте значение неудачи, не волнуйтесь по пустякам.
  6. Если случилось что-то непоправимое, не заклинивайтесь на этом. Ищите новые пути, возможности.
  7. Учитесь забывать неудачи. Хранение в памяти негативных представлений равносильно медленному самоубийству. Реже вспоминайте, не переживайте по поводу событий, которые уже случились.
  8. Трудитесь! Скука, праздность, леность — утомляют, это надежный способ сохранить себе жизнь. Переключайтесь с одного вида деятельности на другой.
  9. Имейте хобби. Не замыкайтесь в своих переживаниях. Сосредоточьте внимание на окружающих.
  10. Будьте оптимистичны.
  11. Умейте шутить над собой. Это черта духовно стойких людей. Юмор — отличное средство победить собственные комплексы.
  12. Помните о пользе порядка и дисциплины. Порядок не только сбережет время, но и нервы. Будьте точны, уважайте чужое время.
  13. Делайте анализ своей жизни. Возьмите лист бумаги и постарайтесь изложить: все то, что вас беспокоит; все то, что можно сделать для исправления положения.
  14. Извлекайте для себя уроки из случившегося. Например, у вас произошел с кем-то конфликт. Проанализируйте его тщательно, помня, что источник конфликта возможно вы сами. Отчего произошел конфликт? Вам не хватило знаний, находчивости, предусмотрительности? Не берите на себя обязательств, которые не в силах выполнить.
  15. Не конфликтуйте без достаточно серьезных оснований. Не предъявляйте к другим слишком высокие требования, Не сводите счеты с недругами, вы в любом случае будете в проигрыше.

 

 

 

 

 

ПРОЧТИ И ЗАПОМНИ

  1. Не бойся Им показаться «не таким». Бойся, что Они тебе покажутся не такими.
  2. Прощать или не прощать нужно очень быстро.
  3. Помоги каждому из Них судить себя, но не суди сам.
  4. То, что окончательно ясно, следует выбрасывать.
  5. Поделишь себя поровну — не отдашь ничего.
  6. Иной полевой цветок сам в саду вырастает.
  7. Если спрашивают Они твое мнение о человеке, может быть только «хороший» или «смотри сам».
  8. С первых неудач поселится отчаяние, которое не пройдет ни когда; оно становится усталостью, потом злостью.
  9. Не видь, но знай.
  10. В году не хватит месяца, в месяце недели, в неделе дня и т.д.
  11. Уважай чужое одиночество.
  12. Замена непониманию — только уважение.
  13. Доброта может стать привычкой.
  14. Удивляйся.
  15. Ищи в Них себя.
  16. Друзей не выбирают, а угадывают.
  17. Наступив на грабли, необходимо выругаться.
  18. Наступив на грабли второй раз, необходимо промолчать.
  19. 99% великого вырастает не благодаря, а вопреки.
  20. Иногда бьют ниже пояса только из-за роста.
  21. Не давай себя предсказывать.
  22. Один не для всех, а для каждого.
  23. Пусть тебя легко будет найти.
  24. Не пугай.
  25. Всегда рядом, но на полшага впереди.
  26. Не воспитывай.
  27. Перспектива — не посадочный огонь, а звезды.
  28. Отличай вину от беды.
  29. Плохие слова сильны везде.
  30. Планируй Ч.П.
  31. Нет методики Их угадывать. И быть не должно.
  32. Дружба не объявляется.
  33. Угадывай крик о помощи.
  34. Люби не за что-нибудь.

Ю. Устинов. «Книжка без обложки»

«Корень многих бед воспитания как раз и кроется в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, которое никто не несет …»

В. А. Сухомлинский

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…»

Сент-Экзьпери

                 ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ:

Непрерывность – каждое воздействие на подростка и его ответная реакция требуют немедленной оценки для определения характера последующих событий.

Глубина – анализируя события, факты, дело, видеть его суть, самое существенное, наиболее активно влияющее в положительном или отрицательном отношении на качество.

Систематичность и последовательность – анализировать не отдельно случайные эпизоды, факты, а видеть явления в связи, развитии, движении.

Конструктивность – критически осмысливая явление, искать в нем элементы, способствующие его развитию.

Объективность – реально оценить труд педагога, ребят, вложенный в дело. Не руководствоваться в этом своими эмоциями.

ИСХОДНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ АНАЛИЗА ДНЯ В ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД МОГУТ СТАТЬ:

  1. 1.       Анализ выполнения поставленных задач:
  2. 1.       Кто из ребят требует особой индивидуальной работы? Почему? Предполагаемые действия в отношении них.
  3. 2.       Какие методы, приемы используются для решения задач? Их эффективность.
  4. 3.       Какие методы, приемы используются для изучения подростков? Результаты.
  5. 4.      Выводы. Оценки. Перспективы.
  • Насколько деятельность, организованная в группе, способствовала решению поставленных задач? Как в этих делах проявились подростки?
  • Кто был инициатором дел? Если педагог, то как восприняли и приняли предложенное ребята? Если кто-то из ребят, то как восприняли и приняли предложенное остальные?
  • Как проявили себя в разных видах деятельности подростки? Кто стал инициатором? Насколько удалась им эта роль?
  • В какой позиции предпочитали находиться ребята: организаторов, помощников, исполнителей, зрителей и т.д.? Уровень организаторских навыков подростков?
  • Как проявились интересы, склонности, способности ребят? Каким видам деятельности они отдают предпочтение? Чем любят заниматься в свободное время? В каких видах деятельности имеют конкретные умения, навыки? В каких видах деятельности проявляются их способности?
  • Как проявляется воспитанность ребят, их отношение к взрослым, сверстникам, окружающему миру? Как проявляют и отражают подростки свои чувства, эмоции, навыки культуры поведения?
  • Как проявляются моральные качества ребят, черты характера? Как складываются взаимоотношения между ними? Кто выходит на лидерские позиции? Какие проявляются неформальные группы, дружеские пары? Отношения внутри этих групп. Отношения между девочками и мальчиками.
  • Как подростки воспринимают требования распорядка дня Принимают их? Проявляют готовность выполнять?

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО ДНЯ В ОСНОВНОЙ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ:

  1. 1.       Анализ выполнения поставленных задач:
  2. 1.      Какие методы и приемы используются для решения задач? Как реагируют подростки на них? Их эффективность. Что необходимо предпринять, чтобы закрепить эффект?
  3. 2.      Какие методы, приемы используются для сбора информации о подростках, развитии коллектива, внутриколлективных отношениях? Результаты.
  4. 3.      Выводы. Оценки. Перспективы.
  • Насколько задачи конкретной деятельности (дел) в этот день способствует выполнению задач смены? Подготовка к последействию?
  • Насколько удалось решить поставленные задачи (воспитательные, познавательные, развития, организационные)?
  • Как проявились в делах моральные качества подростков? Черты их характера? Послужило ли дело (деятельность) в этот день стимулом для развития моральных качеств? Стимулом для самовоспитания подростков?
  • Какова позиция подростков в решении задач?
  • Как развиваются отношения в группе (между лидерами, официальными и неофициальными, и остальными ребятами; между группами (группировками); внутри групп) между педагогами и детьми; между мальчиками и девочками)?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector