Индивидуальная прямая сдельная система оплаты труда, создавая личную материальную заинтересованность рабочих в повышении индивидуальной выработки, слабо заинтересовывает их материально в достижении высоких показателей работы бригады, участка, смены в целом

Индивидуальная прямая сдельная система оплаты труда, создавая личную материальную заинтересованность рабочих в повышении индивидуальной выработки, слабо заинтересовывает их материально в достижении высоких показателей работы бригады, участка, смены в целом. Поэтому на практике она чаще применяется в сочетании с премированием рабочих за выполнение и перевыполнение как общих, так и конкретных индивидуальных количественных и качественных показателей работы. В результате этого образуется сдельно-премиальная система оплаты труда.

При аккордно-премиальной системе оплаты труда размер заработка устанавливается не на каждую операцию, а за выполнение определенного комплекса работ (замена стрелочного перевода, ремонт переезда и т. п.). На выполнение этих работ бригаде, звену или группе рабочих выдается аккордный наряд-задание, в котором указывают объем и условия работы, срок ее выполнения, размер заработной платы и условия премирования. Для определения общей суммы оплаты по аккордному наряду предварительно составляется калькуляция. В ней указывают полный перечень и объемы работ, входящих в аккордное задание, действующие расценки и нормы времени на каждую операцию, расчетную трудоемкость и общую стоимость выполнения комплекса работ. В целях усиления материальной заинтересованности работников в повышении производительности и качества труда, сокращении сроков выполнения работы устанавливаются дифференцированные размеры премий за каждый процент сокращения нормативного времени и более высокое качество работы.

На железнодорожном транспорте аккордно-премиальная система оплаты труда применяется при текущем содержании пути, зданий и сооружений, при выполнении капитального, среднего и подъемного   ремонтов пути в ПМС и дистанциях пути, в строительстве. Эта система оплаты труд является одним из вариантов коллективной формы организации труда. На железнодорожном транспорте она традиционна, поскольку технологические условия требуют одновременного группового участия работников в различных этапах перевозочного процесса (локомотивные бригады, бригады проводников пассажирских вагонов, рефрижераторных секций, осмотрщиков поездов, ремонтников и др.). Однако в бригадах преобладает в основном индивидуальная форма организации и оплаты труда. Коллективность труда обусловливается, как правило, общим местом и временем работы.

В основу формирования бригад положено закрепление определенного объема работ не за конкретным рабочим, а за всей бригадой, сменой, участком с оплатой по конечному результату. В бригаде каждый рабочий выполняет определенную работу и получает за нее индивидуальный заработок.

Оплата труда в бригадах может быть сдельно-премиальной или повременно-премиальной. При сдельно-премиальной системе заработок коллектива складывается из следующих элементов:

— прямой сдельный заработок за фактически выполненную работу по действующим комплексным расценкам, установленным на планово-учетную единицу конечного результата коллективного труда (отремонтированный локомотив, вагон или контейнер; содержание или ремонт 1 км развернутой длины пути и т. п.);

— текущее премирование за выполнение месячных производственных заданий по утвержденным показателям конечного результата коллективного труда.

Членам коллектива могут начисляться разовые премии (за внедрение новой техники, изобретательство и рационализацию и т. п.), а также доплаты и надбавки, носящие индивидуальный характер (за работу в праздничные дни, ночное и сверхурочное время и др.).

При повременно-премиальной оплате труда коллективу бригады ежемесячно выдается нормированное задание, в котором указываются состав и объем работ на календарный период, зоны обслуживания, регламент выполнения заданий, условия премирования. Сумма коллективной премии устанавливается за единицу конечного результата труда бригады независимо от ее численности.

В Анжерской  дистанции пути действуют сдельно-премиальная и повременно-премиальная системы оплаты труда. Эти системы основаны на единых тарифных ставках и окладах. Тарифные ставки и оклады определяются  исходя из минимальной заработной платы. Оплата труда, производится по тарифным ставкам рабочих, связанных с движением поездов, согласно приложению № 2 Приказа 24/Ц от 15.12.1997 года и указанием № 193у от 22.06.1999 года «Об изменении тарифных коэффициентов по оплате труда рабочих».

Оплата за работу в праздничные дни производится работникам со сменным режимом работы в соответствии со ст.153 ТК РФ — не менее чем в двойном размере. Оплата труда за работу в выходной день (по графику работы) производится также в двойном размере, либо по желанию работника, работавшего в выходной день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

Доплата за работу в ночное время производится в соответствии со ст.154 ТК РФ и п.3.5 Коллективного договора на 2001-2003 годы в размере 40 % часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время. Согласно ст.96 ТК  РФ № 197-ФЗ ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра. Указанная доплата производится сторожам, работникам, заключивших договора по очистке стрелочных переводов, дежурных по переезду, машинистов и т.д.

Выплаты по районным коэффициентам производятся на основании Постановления главы администрации Кемеровской области.

С октября 2000 года указанием МПС от 29.09.00 года № Ш-2498у введены фиксированные доплаты к тарифным ставкам и окладам рабочих, установленным по Отраслевой единой тарифной сетке по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог (ОЕТС), утверждённой приказом МПС от 06.12.99 года № 41/Ц в расчёте на месяц:

— рабочим первого разряда — 70 рублей;

— рабочим второго разряда — 50 рублей;

— рабочим третьего разряда — 40 рублей.

Размер доплат может уточняться при индексации заработной платы.

Надбавка лицам, допущенным к государственной тайне, выплачивается начальнику дистанции в размере 10 % от должностного оклада на основании Постановления Правительства РФ от 14.10.1994 года № 1161 и ст.21 Закона «О государственной тайне» 1993 года.

Доплата за тяжелые и вредные условия труда рабочим производится на основании указания МПС СССР от 09.01.87 года № Г-196у и  Коллективного договора пункт 3.6.

Вознаграждение за выслугу лет выплачивается ежемесячно, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 9 февраля 1978 года и Коллективным договором ЗСЖД на 2001-2003 годы пункт 3.4, в зависимости от стажа непрерывной работы на железнодорожном транспорте, в следующих размерах (в процентах от месячной тарифной ставки (оклада):

 —  от 1 года до 3 лет  — 5 %;

 —  свыше 3 лет           — 10 %;

 —  свыше 5 лет           — 15 %;

 —  свыше 10 лет         — 20 %;

 —  свыше 15 лет         — 25 %;

 —  свыше 20 лет         — 30 %.

Надбавка к заработной плате за особо сложные условия труда в размере 20 % тарифной ставки (оклада) выплачивается в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18.10.79 года № 948.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector