Электронные учебные издания: понятие, требования к ним, классификация электронных учебных изданий

Важнейшей новой чертой современной системы образования является ее мировой характер, глобальность с присущими ей взаимозависимыми процессами. Возникновение и развитие глобальной системы образования является проявлением интеграционных процессов, интенсивных взаимодействий между государствами и народами в различных сферах общественной жизни. Процесс глобализации образования обусловлен в первую очередь тем, что появились достаточно совершенные информационные технологии, позволившие создать единое глобальное информационное пространство.

Процесс информатизации образования за рубежом начался уже достаточно давно. Россия же включается в него только сейчас. Процесс этот далеко не однороден и не унифицирован: если  школы в крупных городах уже вступили на этот путь самостоятельно, то учебным заведениям в малых населенных пунктах  только предстоит такой выход благодаря поддержке национального проекта «Образование».

Начальный этап внедрения в общемировую информационную среду в большом количестве учебных заведений уже пройден, то есть закуплено необходимое оборудование, имеются соответствующие возможности коммуникаций. Настало время более ответственного этапа – создания локальных систем знаний и их включение в глобальное информационное пространство. Создание таких систем знаний позволило бы повысить эффективность образовательного процесса. Основой подобных систем могут стать электронные средства обучения, в том числе электронные учебные издания, позволяющие обобщить опыт преподавания  в учебных заведениях и закрепить его в информационных системах образовательных учреждений. Сегодня уже существует большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования школьниками в своей учебной деятельности: электронные энциклопедии, словари, репетиторы, хрестоматии, уроки по различным предметам, справочники, обучающие фильмы, слайд-шоу и т.п. Но особое распространение электронные учебные пособия получили не на CD-дисках, а в сети Интернет, возможности которой намного шире. Однако сегодня электронные учебные издания не являются альтернативой традиционным, они используются только в качестве дополнительных материалов и главным образом для подготовки более сложных домашних заданий, связанных с необходимостью поиска вспомогательных источников информации (доклады, рефераты, сочинения и т.п.). Этим объясняется факт подавляющего преобладания электронных учебных пособий и материалов над электронными учебниками.

Следует отметить, что не существует общепринятых единообразных определений понятий «электронное учебное издание», «электронный учебник» и «электронное учебное пособие». Введем разграничения в эти основные дефиниции, исходя из определений традиционных учебников и учебных пособий, а также с учетом их специфики.

Электронное учебное издание – издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, представляющее собой электронную запись учебной (обучающей) информации на магнитном (оптическом) носителе или размещенную в сетях ЭВМ (локальных, региональных, глобальных). Электронное учебное издание может иметь печатную копию. Электронное учебное издание в зависимости от полноты представления учебного материала дисциплины делятся на электронные учебники и электронные учебные пособия.

Электронный учебник – основное учебное электронное издание по образовательной дисциплине, полностью соответствующее требованиям и основным дидактическим единицам государственного образовательного стандарта и другим регламентирующим документам.

Электронное учебное пособие – учебное издание, частично (полностью) заменяющее или дополняющее электронный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно соответствовать требованиям и содержанию программы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном порядке.

 Информатизация образования настоятельно требует создания новых средств обучения. В первую очередь к ним следует отнести электронные учебные издания. Исследование проблемы создания и применения ЭУИ весьма актуально. Чаще всего электронный учебник воспринимается как простое переложение содержания традиционных учебников, снабженное банком вопросов и заранее заложенных ответов на них. Такое представление является упрощенным, неточным и не отражающим полного содержания рассматриваемого явления. Оно связано с недооценкой потенциальных возможностей воздействия компьютерных средств на когнитивную сферу обучающихся.

Существуют различные мнения о целесообразности использования информационных технологий в учебном процессе. Их диапазон простирается от чрезмерного превознесения таких технологий до их полного отрицания. Объективная оценка целесообразности применения современных технологий в образовательном процессе может быть получена лишь на основе анализа большого объема информации по данной теме. Однако сегодня все больше специалистов склоняется в стороны применения ЭУИ в учебном процессе.

С учетом развития образования в России в XXI веке в общеобразовательных учреждениях должны применяться современные мультимедийные учебные программы, которые позволяют комбинировать видеоизображения, тексты и звук, то есть более эффективно использовать все известные способы представления знаний. Особое значение имеет визуализация учебного материала, так как в настоящее время, когда возрастает объем знаний, необходимых школьникам, широкое применение компьютеров позволяет повысить эффективность процесса обучения, делая его более наглядным и разнообразным.

Следует отметить, что к электронным учебным издания предъявляется ряд требований. Вопрос о требованиях к электронным учебным изданиям, по мнению специалистов очень сложен, от его решения зависит вся судьба ЭУИ, удобство его использования, модернизации и т.д. Можно составить следующую схему групп требований, предъявляемых к ЭУИ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector