При рассмотрении качества образования как образовательной услуги необходимо выделять и учитывать такие взаимосвязные элементы качества, как качество содержания, качество преподавателя, качество технологии обучения (методов, средств, форм)

При рассмотрении качества образования как образовательной услуги необходимо выделять и учитывать такие взаимосвязные элементы качества, как качество содержания, качество преподавателя, качество технологии обучения (методов, средств, форм). Выделяют несколько факторов, влияющих на эффективность труда преподавателей и студентов, непосредственно и опосредованно связанных с качеством обучения с применением средств ИКТ. Эти факторы в значительной мере совпадают с факторами, определяющими влияние технических средств обучения при традиционном обучении:

  • факторы трудового процесса: цели, задачи, сложность содержания обучения, подлежащего усвоению. Чем они сложнее, тем больше требований предъявляется к возможностям исполнителей (физическим, умственным), технической оснащенности процесса обучения и его внешним условиям. Этими факторами определяются  нагрузка (вид, интенсивность распределения времени) и этапы работы;
  • организационно-управленческие факторы или факторы материально-технической оснащенности деятельности преподавателя и ученика: наличие необходимого оборудования, средств ИКТ, организация рабочего места, использование прогрессивных методов и организационных форм работы. Рациональность средств ИКТ характеризуется адекватностью комплекса  материальных средств целям и задачам обучения, содержанию программы, особенностям трудовой деятельности преподавателя и познавательным способностям учащихся, приспособленности средства ИКТ к организационным формам, методам и приемам обучения;
  • факторы внешней среды: нормативно-правовые, санитарно-гигиенические, эстетические, технические;
  • человеческие факторы – факторы социальной среды: мировоззрение, отношение к своей профессии, степень ответственности, уровень профессионализма, мотивационные установки, контактность и др. Мотивационная устойчивость трудовой деятельности участников образовательного процесса определяется удовлетворенностью процессом и результатом труда, мотивацией на выполнение поставленной задачи и интересом к результатам работы;
  • факторы, обусловленные индивидуальными особенностями человека: психофизиологические, антропометрические, поведенческие особенности; природные качества  — способность к обучению, состояние здоровья, возраст и др. Они влияют на время, затраченное преподавателем (на передачу учебной информации) и студентом (на ее восприятие), а  также на подготовку средств ИКТ.

Таким образом, результативность применения информационных и коммуникационных технологий может быть оценена посредством многоуровневой схемы показателей качества образованности личности, а также ряда факторов, учитывающих влияние современных образовательных технологий на качество подготовки специалистов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector