Развитие методов НК

Анализ действующих систем НК, выполненный в разделе 1, показывает, что для выявления поверхностных дефектов наиболее широко применяют методы МПК, ВТК и МФК. Поверхностные дефекты могут быть выявлены также методами УЗК, акустическими методами колебаний и вибрационным и визуальным методом с использованием технических средств. Тем не менее, количественная сравнительная оценка чувствительности методов МПК, ВТК, ФЗК и УЗК при различных состояниях и конфигурации поверхности объекта контроля не проведена.

 

Задачи развития методов НК:

— определение рациональных областей применения МПК, ВТК, ФЗК и УЗК с учетом конфигурации и качества поверхности объектов контроля, уровня квалификации персонала;

— обоснование перечня основных параметров методов МПК, ВТК и МФК, способов их измерения и поверки;

— разработка акустических бесконтактных способов НК деталей с использованием ЭМА преобразователей для возбуждения и приема упругих волн различного типа;

— разработка визуального метода НК деталей с использованием технических средств;

— разработка акустических методов интегральной оценки бездефектности деталей с использованием технических средств индикаторного типа взамен органолептических методов;

— разработка методов НК физико-механических характеристик (остаточных напряжений, твердости) металла ответственных деталей подвижного состава при их ремонте;

— развитие методов определения реальных размеров поверхностных и внутренних дефектов  и их визуализации.

 

3.3 Развитие средств НК

3.3.1 Надежность НК рассматривается как надежность комплекса «дефектоскоп – оператор (дефектоскопист) – среда». При использовании современных средств, в основном рассчитанных на немеханизированный (ручной) контроль, надежность комплекса определяется, прежде всего, надежностью оператора.

Надежность НК может быть обеспечена при регистрации объективного документа, подтверждающего:

а) выполнение контроля каждого объекта строго в соответствии с требованиями нормативной и технологической документации;

б) отсутствие в объекте дефектов, подлежащих выявлению;

в) при наличии дефектов сведения о них в форме, необходимой и достаточной для разделения объектов на «годные», «подлежащие ремонту», «подлежащие списанию», «возможно дефектные».

3.3.2 Средства НК деталей подвижного состава делятся на классы:

— средства автоматического /полуавтоматического/ НК;

— средства автоматизированного НК;

— средства механизированного НК;

— средства ручного (немеханизированного) НК.

3.3.3 Средства автоматического контроля должны обеспечивать НК деталей без участия оператора и выдавать объективный документ контроля, подтверждающий:

а) выполнение НК каждой детали в строгом соответствии со стандартами ОАО «РЖД» и технологической документацией на НК;

б) отсутствие в деталях, признанных по результатам НК «годными», дефектов, подлежащих обнаружению;

в) достоверное отнесение проконтролированных деталей к виду «годные», «ремонтопригодные», «негодные» с оценкой остаточного ресурса «годных» деталей до очередного цикла НК.

При полуавтоматическом контроле остаточный ресурс не оценивается.

3.3.4 Средства автоматизированного контроля должны обеспечивать НК деталей без участия оператора (дефектоскописта) и выдавать объективный документ контроля, подтверждющий:

а) выполнение НК каждой детали в строгом соответствии со стандартами ОАО «РЖД» и технологической документацией на НК;

б) отсутствие в деталях, признанных по результатам НК «годными», дефектов, подлежащих выявлению.

Решение об отнесении проконтролированных деталей, не признанных «годными», к виду «ремонтопригодные» или «негодные» принимается оператором с учетом результатов автоматизированного и/или ручного НК.

3.3.5 Средства механизированного НК должны обеспечивать сканирование контролируемых деталей с регистрацией, как правило, документа контроля. Остальные операции НК выполняет оператор.

Задачи развития средств НК:

разработка дефектоскопических модулей на базе ряда методов для ручного НК деталей при малых объемах контроля;

— создание стендов механизированного НК на базе ряда методов НК с автоматическим документированием результатов контроля; при этом часть операций (приемов) может выполняться вручную;

— создание стендов автоматизированного НК деталей несколькими методами НК;

— разработка стендов для автоматизированного  НК деталей в процессе движениия  подвижного состава на малой скорости;

— создание системы и средств технического мониторинга ответственных деталей по результатам НК.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector