Денежно-кредитная политика

Цель урока

Ввести учащихся в круг общих представлений о денежно-кредитной политике государства, в частности, таких ее элементах, как государствен­ный бюджет, государственный долг, валюта и др.

План урока

  1. Составные части денежно-кредитной политики.
  2. Государственный бюджет, его назначение.
  3. Органы, осуществляющие государственную бюджетную политику.
  4. Кредиты и инвестиции.
  5. Долларизация денежной системы.

Материал к уроку

Занятия могут проходить в форме обсуждения некоторых проблем. Требует, например, поясне­ний содержание бюджетной системы, которая представляет собой совокупность республикан­ского (федерального) бюджета РФ, республикан­ских бюджетов республик в составе РФ, бюдже­тов национально-государственных и администра­тивно-территориальных образований РФ. Это центральное звено финансовой системы РФ. Ис­ходя из особенностей государственного и адми­нистративно-территориального устройства (деле­ния) бюджетная система России состоит из:

  • федерального бюджета (республиканско­го бюджета РФ);
  • бюджетов субъектов   РФ: республикан­ских бюджетов республик в составе РФ; краевых бюджетов краев; областных бюджетов областей; городских бюджетов городов федерального под­чинения; областного бюджета автономной облас­ти; окружных бюджетов автономных округов;
  • местных бюджетов; районных бюджетов сельских районов; городских бюджетов городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга); районный бюджетов районов в городах; поселковых бюджетов поселков; сельских бюджетов сел.

Каждый субъект РФ и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства  устанавливают  свою  бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства (деления) своей территории.

Каждый формируемый в РФ бюджет обеспечи­вает финансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное значе­ние. Роль каждого вышестоящего бюджета за­ключается и в том, что он выступает своеобраз­ным гарантом финансирования минимально не­обходимых расходов нижестоящих территорий. Это выражается в выделении денежных средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюд­жет, если последний не в состоянии финансиро­вать такой минимум. Таким образом осуществ­ляется взаимосвязь всех бюджетов в рамках бюд­жетной системы РФ, обеспечивающей в своей совокупности финансирование мероприятий по социально-экономическому развитию как Рос­сии в целом, так и отдельных ее регионов.

Достаточно новое для современной России по­нятие Федеральное казначейство. Система его органов образована Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. и находится в подчинении Ми­нистерства финансов РФ.

Органы Федерального казначейства вправе применять меры принудительного воздействия: требовать от руководителей проверяемых стру­ктур устранения выявленных нарушений; приос­танавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций; выдавать предписа­ния о взыскании с предприятий, организаций и учреждений в бесспорном порядке бюджетных или внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Централь­ного банка РФ; налагать на банки штрафы в слу­чаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в федеральный бюджет или вне­бюджетные фонды, и др.

Органы Федерального казначейства взаимо­действуют с учреждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кредитными учреждения­ми, органами Государственной налоговой служ­бы РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector