Русский площадной театр и скоморошество на Руси (11 – 17 в.в)

В средние века на Руси преимущественным был площадной театр и связанная с ним смеховая культура.

М.М. Бахтин различил 3 основных вида форм смеховой культуры:

  1. Обрядово-зрелищные формы (праздники карнавального типа, дураков, масленичные, святочные, колядки)
  2. Словесные смеховые произведения; устные и письменные (пародийные молитвы, юмористические учебники, толковые азбуки)
  3. Различные формы и жанры фамильярно — площадной речи (ругательства, клятвы)

Главной фигурой площадного театра была фигура скомороха.

Существует несколько версии толкования этого понятия:

 — Скоморохи – это потомки Скамаров (кочевого народа с Дуная; были дерзки, воинственны, промышляли грабежами и нападениями). – Шафарик.

 — Скоморох – произошло от араб. Масхара – смешной человек, шут. (Веселовский)

 — Скоморох – от скандинавского Скемта – шутить. (Грот)

 — Скоморох от греч. Скоммархос – где скомма – шутка, архо – начальник = мастер смехотворчества. (Голубинский)

 — От итал. – Скарамуча – вор разбойник (средневековский)

 — от франц.- Скарамуш – шут, насмешник (средневековский)

 — Кондаковский считает, что Скоморох — есть искаженное слово Скоромох, где Скоро – шутка.

         Первое упоминание скомороха было в летописи 1068г., а также еще раньше в 1037г. на фресках Софийского собора в Киеве.

         Скоморохи становятся профессиональными развлекателями при дворцах князей и феодалов. Но есть все основания считать скоморошество в основе своей связанным с массами народа. Одним из видов скоморохов был глум (сатира), иначе скоморохов считали Глумцами, т.е. насмешниками.

         Особенность искусства скоморохов – непосредственное воздействие  на массы, умение строить общественное на очень доступном, понятном уровне.

         Характер выступлений скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Но по мере развития феодализма и закрепощения основной массы населения скоморохи надолго уходят из родных мест на промысел. Отсюда скоморохи стали делиться на оседлых и кочевых.

Расцвет скоморошества относится к 17 веку – ко времени крестьянских войн и городских бунтов. В их творчестве этого периода отразилось усиление активности народных масс, их антифеодальной борьбы.

         Искусство скоморошества было подобно народному бунту, так как проводя параллель характерных признаков видны общие позиции: * Временное объединение людей, * Отмена иерархии, * Игнорирование всевозможных норм и запретов, * Стихийность организации, * Импровизированность действия; и лишь одно различие в площадном празднике – Уход от действительности в воображаемый мир; в бунте – Максимальное приближение к действительности, борьба за ее изменение.

         Особое место в искусстве скоморохов отводилось пародии и фарсу.

Пародия = пара ода (песня наоборот)

Фарс – от франц. Начинка, содержащая в себе пародию на представителей церкви.

         О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют многочисленные записи летописцев. Они считали, что их деятельность не просто бесполезна, но идеологически вредна и опасна. Скоморохи всегда отражали отношение народа к действительности, в частности и к власти. Именно поэтому представители церкви вели непримиримую борьбу с ними. И благодаря усилиям церковников в 1648г был издан царский указ о запрете скоморошества. Однако никакие запреты не могли вытравить в народе любовь к традиционным праздникам и к озорным скоморохам и к Петрушки. Народный кукольный театр Петрушки стал популярным зрелищем и потехой для горожан и сельских жителей. Феноменом кукольного театра Петрушки стало то, что какие бы испытания не проходил герой, на следующее представление он снова возрождался и вновь испытывал свою судьбу (принцип Ваньки-встаньки).

         Бунтарские идеи нашли яркое выражение в скоморошьей былине «Путшествие Вавилы со скоморохами». (У вдовы Нинилы был сын Вавила. Приходят к Ниниле скоморохи с просьбой отпустить Вавилу с ними в царство царя Собаки, чтобы его переиграть. Идут они полем, встретили землепашца, укорил он их – налетело воробье на поле; встретили горшечника, укорил он их – перевернулась телега, все горшки разбились; встретили женщину на реке, пожелала она им доброго пути – стало ее белье бархатным  (как аукнется, так и откликнется). Пришли в царство, танцуют, веселят царя и всю его свиту. А вэто время случился пожар и выгорело все царство (призыв к прямому поджогу). И посадили они Вавилушку на царство (идея народного царя).

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector