Учет товарных потерь

Товарные потери в организациях розничной торговли могут возникать при доставке товаров (в пути), их хране­нии и реализации.

Документальное оформление и учет товарных потерь в розничной торговой сети осуществляются в основном так же, как и в оптовой торговле, и тоже подразделяются на два вида: нормируемые потери и потери сверх установ­ленных норм. Но есть и свои особенности учета товар­ных потерь в розничной торговле.

К нормируемым товарным потерям в организациях розничной торговли относят: естественную убыль; отхо­ды, образующиеся при подготовке к продаже колбасных изделий и мясокопченостей, битой птицы, рыботоваров; зачистку сливочного масла, крошку, образующуюся при продаже сахара, хлебобулочных изделий и др.

К ненормируемым товарным потерям относят потери от порчи, боя, лома, брака товаров.

В отличие от оптовой торговли нормы естественной убыли товаров в розничных организациях установлены без учета срока их хранения.

Одной из особенностей розничной торговли является порядок исчисления сумм товарных потерь в пределах норм естественной убыли товаров при хранении и реали­зации. В розничных торговых организациях, применяющих общий суммовой учет, нельзя определить по данным бухгалтерского учета оборот по реализации отдельных видов товаров, необходимый для исчисления естествен­ной убыли по нормам.

Для того, чтобы определить за межинвентаризацион­ный период суммы оборотов, необходимых для исчисле­ния естественной убыли товаров, в бухгалтерии состав­ляется «Ведомость движения товаров, по которым установлены нормы естественной убыли» (отдельно по поступлению и видам выбытия). Каждое наименование товара в ведомость записывается отдельной строкой, в ко­торой указывается размер утвержденной по этому товару нормы естественной убыли, номера отчетов материально ответственных лиц и товарных документов, суммы по­ступления и отпуска. Таким образом, на основании вы­борки из приходных и расходных документов бухгалтерия получает данные о поступлении товаров за межинвента­ризационный период по группам товаров, имеющих нор­мы естественной убыли, а также сумму выбытия товаров, которая подлежит исключению из оборота розничной торговли (списание по актам, возврат товара поставщи­кам и т. д.).

В инвентаризационных описях товаров по предпослед­ней и последней инвентаризации содержатся суммы ос­татков товаров на начало и конец межинвентаризацион­ного периода.

Для того, чтобы определить оборот за межинвентари­зационный период по отдельным группам товаров, ис­пользуется формула товарного баланса:

ЗН + П = Р + В + ЗК,

где ЗН — остаток товара на начало межинвентариза­ционного периода (по данным предыдущей инвентаризации);

П — поступление товара за межинвентаризационный период (по данным приходных документов);

Р —  реализовано товара за межинвентаризационный период (по данным расходных документов);

В — прочее выбытие товара за межинвентаризацион­ный период (по данным расходных документов);

ЗК — остаток товара на конец межинвентаризацион­ного периода (по данным последней инвентаризации).

Исходя из формулы товарного баланса определяется оборот по реализации отдельного вида товара:

Р = ЗН + П-В-ЗК.

Определив оборот по реализации того или иного това­ра за межинвентаризационный период и умножив его на норму естественной убыли, можно получить сумму есте­ственной убыли по данному товару. Рассчитав сумму ес­тественной убыли по каждому товару, можно определить общую сумму естественной убыли по всем товарам, реа­лизованным за межинвентаризационный период.

В некоторых случаях, в целях упрощения исчисления естественной убыли, разрешается применение общих (средних) норм естественной убыли в целом по магазину, секции, палатке и т. п. Применение такого порядка рас­чета естественной убыли разрешается для розничных предприятий, торгующих продовольственными товарами и имеющих постоянную, устойчивую структуру товаро­оборота (возможно в системе потребительской коопера­ции). Средние нормы определяются для каждого отдель­ного розничного торгового предприятия на основании действующих потоварных норм естественной убыли и ас­сортимента товаров этого предприятия. Они утверждают­ся руководителем торговой организации (правлением ко­оперативной организации) на каждый предстоящий год.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector