Инвентаризация товаров и тары в розничной торговле

Основными задачами инвентаризации в организаци­ях розничной торговли являются: проверка фактическо­го наличия товарно-материальных ценностей с целью контроля за их сохранностью у отдельных материально ответственных лиц; проверка состояния товарных запа­сов и условий хранения товаров и тары; соблюдение утвер­жденных продажных цен на товары; выявление потерь то­варов, не отраженных в текущем бухгалтерском учете.

Порядок, сроки и техника проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей определяются Методи­ческими указаниями по инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств, утвержденными Минфином РФ от 13 июня 1995 г. №49.;

Инвентаризация в организациях розничной торговли проводится в сроки, установленные руководством орга­низации, как правило, не реже двух раз в год, а в книж­ных магазинах — не реже одного раза в год.

Для обеспечения бесперебойной торговли инвентари­зацию в мелкорозничной сети и небольших магазинах с узким ассортиментом желательно проводить в нерабочее время. Магазины с большим количеством товаров широ­кого ассортимента разрешается закрывать на период ин­вентаризации: продовольственные — не более чем на один день, непродовольственные — не более чем на два дня. В магазинах, имеющих отделы, секции, рекомендуется про­водить инвентаризацию по отделам в разное время, не закрывая магазин полностью.

Инвентаризация проводится комиссией, назначенной руководителем организации.

Председателю инвентаризационной комиссии выдает­ся письменное распоряжение, подписанное руководителем организации и главным бухгалтером. Распоряжение предъявляется материально ответственному лицу как ос­нование для проведения инвентаризации.

Перед началом проверки фактического наличия де­нежных средств, товаров и тары материально ответствен­ное лицо составляет товарный (товарно-денежный) отчет, включив в него все имеющиеся на дату инвентаризации документы. Кроме того, материально ответственное лицо дает подписку о том, что к началу инвентаризации все до­кументы включены в отчет, все поступившие товары и тара оприходованы, а выбывшие — списаны. Текст подписки содержится на первой странице инвентаризационной описи, которую материально ответственное лицо подпи­сывает до начала инвентаризации.

После получения товарного отчета комиссия подтвер­ждает суммы остатков товаров и тары, заверяет своими подписями включенные в отчет документы, опломбирует помещения, имеющие отдельные входы и выходы, прове­ряет исправность и точность весоизмерительных приборов.

Поскольку розничные торговые организации продают товары в основном за наличные деньги, инвентаризацию начинают с проверки кассы. Для определения суммы вы­ручки комиссия снимает показания счетчиков кассовых ап­паратов. Кассир предъявляет последний кассовый отчет с документами, по данным которого определяют учетный ос­таток денег на момент инвентаризации. Затем подсчиты­вают фактическую сумму денежных средств. По результа­там проверки кассы составляют специальный акт.

Инвентаризацию товаров комиссия начинает с подсоб­ных помещений магазина, затем проверяет фактическое наличие товаров, тары в торговом зале путем взвешивания, пересчета, перемеривания материальных ценностей. Не распакованные товары распаковывают. Если распаковка товара может привести к снижению его качества, то массу товаров определяют по трафарету (по массе брутто).

Результаты проверки фактических остатков товаров и тары оформляются инвентаризационными описями, ко­торые составляются, как правило, в трех экземплярах: один экземпляр составляет материально ответственное лицо, а два — члены комиссии. При смене материально ответственного лица опись составляется в пяти экземп­лярах: по одному экземпляру составляют материально от­ветственные лица, а три — члены комиссии.

Записи фактических остатков во все экземпляры опи­си должны осуществляться только после проверки фак­тического наличия ценностей. Недопустимо производить записи со слов материально ответственных лиц.

На товары, хранящиеся в отдельных помещениях, описи составляют по местам их хранения. Отдельные инвента­ризационные описи можно оформлять на неполноценные товары (неходовые, залежалые). На товары испорченные, поломанные составляют акт о порче, бое, ломе. При инвентаризации тары составляются две описи: на порожнюю и на занятую под товарами.

Товары, имеющие отходы при их подготовке к прода­же (колбасные изделия, мясокопчености, битая птица ит. д.), записываются в инвентаризационную опись с пометкой «очищенные» или «неочищенные». Масса неочищенных товаров указывается в графе «Масса брутто», а очищен­ных (за минусом отходов по установленным нормам) — в графе «Масса нетто».

По окончании инвентаризации сразу же, до открытия магазина, выводят ее предварительный результат (сопо­ставляя остатки товаров и тары по товарному отчету с инвентаризационной описью), который сообщают руко­водителю организации. Окончательный результат опре­деляется бухгалтерией в срок не позднее трех дней, а по предприятиям мелкорозничной торговли — не позднее следующего дня после окончания инвентаризации.

В бухгалтерии осуществляется тщательная и всесторон­няя проверка последнего отчета, составленного перед на­чалом инвентаризации материально ответственным ли­цом. Проверенный отчет подвергается бухгалтерской обработке и записывается в регистры, где определяются окончательные остатки товаров и тары по данным бух­галтерского учета. Производится также проверка правиль­ности составления и оформления описей фактических остатков, цен, таксировки, подсчетов итогов.

Окончательные результаты определяются путем сопо­ставления учетных данных об остатках товаров и тары с фактическими их остатками. Окончательные результаты сличения фактических остатков оформляют сличитель­ной ведомостью. Ведомости подписываются главным бух­галтером, бухгалтером, ведущим учет ценностей, матери­ально ответственным лицом, а в ряде случаев, где это предусмотрено формами сличительных ведомостей, так­же председателем инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия тщательно проверяет правильность составления сличительных ведомостей и свои заключения, предложения и решения фиксирует в протоколе. В нем приводятся также сведения о причинах выявленных недостач и о виновных в этом лицах и ука­зывается, какие меры следует принять.

Материалы инвентаризации передаются на рассмотре­ние руководителю организации, и он принимает по ним решение.

Порядок регулирования расхождений фактического наличия ценностей, выявленных при инвентаризации, с данными бухгалтерского учета в розничной торговле про­изводится аналогично порядку, принятому в организаци­ях оптовой торговли.

Отражение на счетах бухгалтерского учета указанных расхождений (при учете товаров по покупным ценам) в организациях розничной торговли аналогично опту.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector