Розничный товарооборот, его сущность, задачи анализа, источники используемой информации

Розничный товарооборот – это основной определяющий показатель хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли, общественного питания их объединений и в целом торговли как отрасли. Его объем определяет доходы, расходы, прибыль, потребность в торговой сети, численность торговых работников.

Оборот розничной торговли является одним из основных показателей социально-экономического развития страны, отдельных регионов и населенных пунктов. Он отражает процесс купли-продажи, при котором товары из сферы обращения переходят в сферу потребления.

Реализация предметов потребления позволяет решать многообразные задачи. Основными из них являются:

— удовлетворение платежеспособного спроса населения;

— возмещение затрат производственных предприятий, в том числе и сельскохозяйственных, что обеспечивает непрерывность выпуска продукции;

— обеспечение нормального денежного обращения, своевременной выплаты заработной платы, пенсий и пособий;

— формирование бюджетов страны и отдельных регионов через налоговую систему.

Розничный товарооборот – результат взаимодействия предложения и спроса. Материальной основой его формирования является производство предметов народного потребления. Спрос в значительной мере определяется покупательной способностью населения.

Развитие розничного товарооборота в отдельных местностях во многом зависит от организации торговли и обслуживания покупателей (состояние розничной сети и ее размещение, методы продажи товаров, постановка рекламы и т.п.). Эти факторы особую значимость приобретают в условиях свободной конкуренции, роста количества лиц, занимающихся торговыми процессами.

Оборот розничной торговли является не только важнейшим макроэкономическим показателем состояния экономики, но и выступает в числе ведущих индикаторов объема деятельности торговых предприятий, используется для характеристики деловой активности, разработки бизнес-плана, маркетинговой стратегии и оценки конкурентоспособности предприятия.

Для эффективного хозяйствования рыночным структурам необходимы стабильно растущие объемы реализации товаров и услуг, поиск внутренних возможностей роста объема оборота и совершенствования его структуры.

В условиях насыщенного потребительского рынка и жесткой конкуренции выявление внутренних резервов роста оборота приобретает особую актуальность для большинства торговых предприятий, в том числе и для магазинов системы Новокузнецкого РПС.

Оценка потенциала торговых предприятий невозможно без глубокого анализа сложившихся тенденций изменения реализации и измерения влияния существенных факторов на объем и структуру оборота.

Анализ розничного товарооборота производится в каждом магазине, торговом предприятии и потребительском обществе. Цель такого анализа – выявить резервы развития товарооборота, увеличения своей доли на потребительском рынке в условиях свободной конкуренции.

 В ходе анализа оборота розничной торговли решаются следующие задачи:

— осуществить контроль за ходом выполнения плана товарооборота, оперативное содействие улучшению торгового обслуживания населения;

— установить динамику изменения всех показателей товарооборота за анализируемый период в действующих и сопоставимых ценах;

— определить изменение своей доли на рынке потребительских товаров;

— выявить возможности повышения конкурентоспособности кооператива, торгового предприятия;

— определить влияние факторов на изменение общего объема оборота;

— выявить внутренние резервы увеличения объема товарооборота, улучшения его структуры, развития розничной торговли, повышения качества торгового обслуживания населения.

Без решения или неполного, поверхностного решения этих задач невозможно обеспечить выполнение той функции, которая возлагается на экономический анализ.

Многогранность и многовариантность хозяйственных ситуаций ставят перед экономическим анализом не только перечисленные, но и многие другие новые задачи.

Информационным материалом, используемым для анализа розничного товарооборота, служат:

— общая маркетинговая информация о конъюнктуре рынка, конкурента, клиента, торговых посредниках и т.д.;

— планово- нормативные данные;

— учетная политика предприятия, договоры на поставку товаров, ставки НДС, размеры торговых надбавок, нормативы товарных запасов, ассортиментный перечень товаров, индексы цен и т.д.;

— Данные бухгалтерской отчетности (форма № 2), бухгалтерские регистры и документы (товарно-денежные отчеты, кассовые отчеты, журналы-ордера), материалы аудиторских проверок;

— Статистическая отчетность (форма № 1-торг, форма № 3- торг).

Перед проведением анализа следует проверить достоверность информационной базы, уточнить плановые и нормативные данные.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector