ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ НА ЭКОНОМИКУ И РАЗВИТИЕ СОСЕДНИХ СТРАН

В последние десятилетия в мире активно развиваются процессы глобализации и интеграции. Происходит интернационализация и глобализация хозяйственной жизни. За этими понятиями стоит эффективное функционирование многоуровневой мировой системы хозяйственных связей, объединяющей отдельные страны в глобальный мировой комплекс.[3,с.4]. Действующие лица в международной экономике, несмотря на наличие государственных границ, функционируют как составные части общей хозяйственной системы. Интернационализация и глобализация производства создают такую ситуацию, когда практически ни одной стране уже не выгодно иметь только “свое производство”.

Одним из показателей интегрированности государства в мировую экономическую систему является уровень активности приграничного сотрудничества и состояние экономики приграничных регионов. Практика показывает, что географические границы страны не совпадают с границами рынка. Это дает возможность рассматривать роль государственных  границ в процессах глобализации и интеграции и выявить проблему: она разъединяет страны, являющиеся соседями, или, наоборот, соединяет их.

Данная проблема представляет чрезвычайный интерес в ходе интеграции экономики России в мировое хозяйство, так как из 89 субъектов РФ приграничными являются 46. Приоритетный характер имеют интересы упрочения добрососедских отношений на Государственной границе с сопредельными странами, развития взаимовыгодного экономичес­кого и иного сотрудничества в приграничных территориях. Для России они имеют особое значение, поскольку она граничит с 16 государствами мира. Никакая другая страна не имеет такого количества стран-соседей (Китай — 13, Бразилия — 10, США — 3). К тому же Россия решает историческую задачу строительства демократической государственности, открытого общества, перехода к ци­вилизованным отношениям с другими странами.

Данную проблему можно рассмотреть на примере открытой и закрытой экономики стран. Под замкнутой понимается экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. При этом экономические связи страны с другими национальными хозяйствами минимальны.  Под открытой экономикой понимается экономика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешние связи страны усиливаются. Теория и практика показывают, что приграничные регионы государства в закрытой экономике всегда слаборазвиты, а в открытой, наоборот, они приобретают существенные выгоды от своего положения. Деятельность предприятий в значительной степени зависит от их географического расположения. Тарифы и другие ограничения международной торговли увеличивают транспортные издержки, искажают рынки и сети снабжения и увеличивают затраты производителей, расположенных вблизи границ. Таким образом, чем ближе к границе расположена фирма, тем меньше ее достижимый размер рынка.

Государственные границы обладают двумя фундаментальными свойствами, или функциями, барьерностью и контактностью.[2,с.91]. В какой-то степени, открытая экономика обладает именно контактностью, а закрытая – барьерной функцией, соответственно. На основе этих двух функций (или свойств) государственных границ можно говорить и о факторах, которые препятствуют приграничному сотрудничеству и, наоборот, о факторах, благоприятствующих развитию приграничных регионов и страны в целом.

Существуют следующие основные угрозы интересам и безопасности страны в пограничном пространстве: 1. Территориальные притязания; 2. Неопределенность международно-правового оформления границы; 3. Проявления этнического и регионального сепаратизма, межнациональных и религиозных противоречий;

4. Расхищение национальных богатств и активизация контрабандной деятельности;

5. Нестабильность социальной обстановки и неконтролируемая миграция;

6. Трансграничная организационная преступность, терроризм, незаконная торговля оружием и наркотиками; 7. Региональные вооруженные конфликты; 8. Риск природных и техногенных катастроф.

Имеют место и «позитивные» признаки наличия государственной границы: 1. Наличие перспектив совместного использования находящихся в приграничной зоне природных ресурсов; 2. Взаимодополняемость хозяйства приграничных регионов; 3. Возможность использования «гуманитарных» ресурсов, например, культурного и образовательного потенциала крупного города, расположенного вблизи границы; 4. Совместное использование рекреационного потенциала приграничных территорий (например, побережье Черного моря служит для таких граничащих стран, как России, Украины, Грузии, Турции, Румынии, Болгарии источником совместного использования рекреационных ресурсов); 5. Необходимость в совместных мерах по охране окружающей среды, создании и поддержке существующих заповедников, принятия мер по предотвращению рисков природных и техногенных катастроф (Россия, Казахстан, Китай и Монголия заинтересованы в создании трансграничной биосферной территории (ТБТ) «Алтай») [1,с.156]; 6. Создание свободных экономических зон; 7. Предоставление особого статуса районам с обеих сторон границы.

Итак, соотношение контактности и барьерности границ у разных стран колеблется в широких пределах. Но ни одна из них не может быть экономически полностью открытой или закрытой. Пропуская полезные для национальной экономики связи с внешним миром и задерживая или ограничивая негативные, государственные границы регулируют взаимодействие национального хозяйства с мировым.     Изменение соотношения между контактностью и барьерностью государственных границ происходит неравномерно у стран разного уровня развития и разной степени вовлеченности в глобальную экономику. Например, развитые страны стремятся устранить барьеры на пути движения капиталов, информации, услуг, но одновременно поставить мощный заслон на пути перемещения низко- и среднеквалифицированной рабочей силы и регламентировать поступление товаров из бедных стран с низкой стоимостью рабочей силы путем введения квот, жестких требований к качеству, ограничений по объемам поставок тех или иных товаров в рамках межгосударственных соглашений и т. д. Бедные страны, в свою очередь, хотят расширить свое присутствие на товарных рынках развитых стран, иметь гарантированную возможность экспорта рабочей силы и получать стабильную финансовую подпитку от развитых стран.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector