Механизм действия

Роль объекта для концентрации заключается в том, чтобы дать возможность интуитивному, неэгоцентрическому типу мышления, который соотносится с активностью неокортекса правого полушария, занять в сознании доминирующее место — место, которое обычно занимает аналитический эгоцентрический тип мышления, соотносимый с активностью левого полушария. Объект для концентрации обеспечивает, очевидно, возможность такого сдвига путем монополизации нервной активности левого полушария, что позволяет правому полушарию стать доминантным. Когда рациональный (аналитический) ум затихает, интуитивный путь приводит к исключительному познанию.

Терапевтические критерии состояния сверхсознания.

Рассматривается пять этапов медитации: 1) затрудненное дыхание, 2) спутанное мышление, 3) релаксация, 4) отстраненное наблюдение, 5) высшее состояние сознания.

Первая и самая фундаментальная стадия относится к самому факту начала медитативной практики. Пациент, затрачивая время на медитацию, предпринимает тем самым сознательную попытку улучшить свое состояние. Такая позиция формирует мотивацию человека на здоровье. Кроме того, подчеркивание самого акта медитации, а не достижение состояния сверхсознания позволяет снять у пациента большую часть соревновательного, ориентированного на достижение успеха компонента этого процесса.

Второй вехой на пути к сверхсознанию является возникновение состояния более выраженной релаксации. На этом этапе пациент самостоятельно вызывает у себя трофотропное состояние релаксации. Оно представляет собой состояние бодрствования, характеризующееся гипометаболическим функционированием организма. Это состояние обладает терапевтическим эффектом вследствие того, что: 1) организм достигает состояния, близкого ко сну, по своему восстановительному потенциалу, или превосходит его; 2) снижается аффективная проприоцептивная импульсация, вызванная эрготропной стимуляцией.

Третьей вехой на пути к сверхсознанию является отстраненное наблюдение. Это состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его среду, остается “покоящимся в себе зрителем”. Это неаналитическое, интуитивное состояние. Многие называют такое состояние “сном наяву”. Однако медитирующий совершенно не утрачивает способности производить какие либо действия.

Последней ступенью медитативного опыта является “состояние сверхсознания”, Это состояние, по-видимому, включает все предыдущие состояния, отличаясь, однако, большей интенсивностью переживания. Оно характеризуется следующим образом:

— хорошее настроение(спокойствие, умиротворенность);

— ощущение единства с окружением;

— непередаваемость ощущений;

— изменение пространственно-временных  соотношений;

— обострение восприятия реальности и смысла окружающего;

— парадоксальность, то есть принятие вещей, которые кажутся парадоксальными обычному восприятию.

Медитационный континуум.

 

         

Медитация   Скука        Отвлекающие      Глубокая     Отстраненное    Сверхсознание

начинается                              мысли              релаксация      наблюдение

 

Континуум медитативных переживаний не  носит характера постепенного движения от одного дискретного состояния к другому. Медитирующий может перескочить от любого состояния к любому другому и обратно. С другой стороны, переживания в рамках каждого из состояний могут варьировать по степени глубины. Отметим, что скука и отвлекающие мысли часто предшествуют более положительным эффектам. Необходимо объяснить, что это является вполне естественным и что они должны быть терпеливыми в таких случаях и просто смещать  внимание обратно к объекту концентрации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector