Идеи положенные в основу программы

Формирование субъективной точки зрения на здоровье человека можно рассматривать с позиции различных парадигм философии, психологии и медицины. Для нас более важно практическое применение знания способов организации паттернов здорового образа жизни индивидуума  в системах репрезентации человека на различных уровнях формирования его опыта.

При создании модели здоровья конкретной личности учитывается ряд различных уровней, систем и подсистем, в которых данная личность действует и которые мы можем исследовать.

Эти уровни соответствуют приблизительно следующему:

  • Окружение — факторы окружающей среды, которые определяют внешние возможности или ограничения, на которые человек должен реагировать. Отвечают на вопросы “где?” и “когда?” К ним относят факторы природного и социального окружения.
  • Поведение складывается из особого рода действий и противодействий по отношению к окружающему миру и к себе. Отвечает на вопрос “что?”(делает). Здесь два аспекта касаются здоровья: избегать нездоровых привычек и развивать здоровье.
  • Способности указывают направление поведенческим действиям и руководят ими посредством ментальной карты, плана или стратегии. Отвечают на вопрос “как?” Привычное поведение не останавливается волевым усилием, чаще всего мы можем изменить его, определив цель, стоящую за привычкой, и выбрав более здоровый способ ее достижения. Кроме того это, тот уровень, который в нейро-лингвистическом программировании (NLP) называется “стратегии” — ставшие привычными способы мышления и реагирования. У нас есть стратегии для поддержания стресса, формирования взаимоотношений, гнева, выбора когда и что есть, и определения, в какое время и какое количество физических упражнений нам делать. Стратегии — это последовательность мыслительных операций, которые используются нами постоянно и, следовательно, приводят к привычным действиям.
  • Убеждения и ценности обеспечивают [моральную] поддержку (мотивацию и разрешение), которая либо соответствует, либо противоречит способностям. Отвечают на вопрос “почему?” Убеждения и ценности оказывают огромное влияние на наше здоровье. Например, если вы убеждены, что существует некое лекарство от любой болезни, ваше поведение будет отличаться от поведения человека, который убежден, что его здоровье предопределено наследственностью. Ценности — это то, к чему мы стремимся: здоровье, благополучие, счастье, защищенность, любовь.
  • Идентичность определяет общую цель (миссию) и придает конкретную форму убеждениям и ценностям через наше ощущение собственного “Я”. Отвечает на вопрос “кто?” Утверждение “Я здоровый человек” имеет огромное влияние на здоровье.
  • Духовный уровень соотносится с тем фактом, что мы являемся частью более масштабной системы, выходящей за рамки нашей собственной личности и распространяющейся на нашу семью, общество и глобальные системы. Отвечает на вопрос “кто еще?

Посмотрим как данные уровни соотносятся с основными составляющими здоровья:

 

 

Уровни организации сенсорного опыта

 

Основные составляющие здоровья человека

 

Нейрологические уровни реализации опыта

 

 

1

 

Духовность, миссия (кто еще?)

 

Самоактуализирующаяся личность.

 

Голографический уровень — нервная система, как единое целое.

 

 

2

 

Идентификация Я (кто?)

 

Генотип.

 

Иммунная и нейро-эндокринная системы — Важнейшие жизненные функции.

 

 

3

 

Убеждения и ценности (почему?)

 

Типология (конституция)

 

Автономная нервная система (сердцебиение, расширение зрачков и т.д.) — Бессознательные реакции.

 

 

4

 

Способности (как?)

 

 

Актуальный гомеостаз.

 

 

Корковые системы — Полусознательные действия (глазодвигательные рефлексы, поза, мимика и т.д.)

 

 

5

 

Поведение (что делает?)

 

 

Психика.

 

 

Моторная система (пирамидальная и мозжечек) — Сознательные действия.

 

 

6

 

Факторы окружающей среды ( где?, когда?)

 

 

Окружающая природная и социальная среда.

 

 

Периферическая нервная система — Ощущения и рефлекторные реакции.

 

Приведенные в таблице уровни представляют собой не столько иерархию, сколько замкнутые циклы или голограмму. Каждый оказывает влияние на все остальные, и все они являются важными для здоровья. Их соотношения условны и могут рассматриваться, как один из вариантов систематизации компонентов здоровья. Однако, в основе системы лежат вполне реальные механизмы формирования и реализации человеческого опыта.

Формирование моделей любого человеческого опыта, запечатленного преимущественно в ассоциативной коре головного мозга в виде образов визуальной, аудиальной, кинестетической, олфакторной и вкусовой репрезентации имеет генетически детерминированные основы. При этом наиболее эффективными стратегиями реализации этих моделей будут те, которые наиболее точно и полно воспроизводят физиологию и поведение человека в соответствии с его видовым и индивидуальным генотипом. Любое же несоответствие многоуровневой организации опыта генетически детерминированным моделям вызывает ограничения самоактуализации человека, формирует внутренний конфликт, проявляющийся психическими, соматическими или психосоматическими симптомами.

Возвращаясь к вопросу здорового образа жизни, мы считаем практический подход с точки зрения нейро-лингвистического программирования наиболее обоснованным позициями физиологии и психофизиологии человека. При этом мы не отрицаем возможность применения классических и современных техник различных парадигм психоанализа и психотерапии, ограничивая их применение областью патологии человека.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector