Занятие № 1. Метод ментального программирования

 

Учебные задачи: создание атмосферы эмоционального комфорта, знакомство с принципами групповой работы; знакомство с участниками тренинга; познакомить участников тренинга с основам нейро-лнгвистического программрования; определить основные понятия и принципы NLP;  определение понятий визуального и проективного восприятия; формирование понятий каналов восприятия, определение собственных сенсорных и репрезентативных систем, тренировка визуального восприятия, тренировка отслеживания глазодвигательных реакций и предикатов; тренировка репрезентации ментального опыта; опыт работы в паре; обучение использования трансформационной грамматики в построении коммуникаций, обучение языку органов; сплочение группы.

Теоретическая часть: 60 мин. История возникновения NLP, раскрытие термина, теория мышления с точки зрения NLP. Фундаментальные принципы NLP:

— понятие карты мира. Нейро-физиологические, социально-генетические, индивидуальные ограничения. Причины ограничения модели: генерализация, опущение, искажения. Понятие поверхностных и глубоких  структур;

— системность процессов жизни и познания.

Понятие ведущих сенсорных, репрезентативных и референтных систем. Вербальные и невербальные проявления ведущих систем, глазодвигательные реакции, диагностика физиологических стратегий.

Определение трансформационной грамматики в NLP, как использовать трансформационную грамматику для реализации своих целей; метафоры.

Практическая часть: Знакомство с группой, введение понятия групповой работы, выработка внутригрупповых норм поведения.

Необходимое время: 20 мин.

Упражнение: игра “ Кто Я?”

Цель: Упражнение подходит для первого занятия и является хорошим способом “сломать лед” и быстро познакомить участников друг с другом.

Необходимое время: 25 мин.

Материалы: бумага, карандаши, ручки, булавки.

Подготовка: не требуется.

Процедура: Каждому члену группы дается карандаш и бумага, Участники получают следующую информацию.

Напишите в столбик цифры от 1 до 7 и семь раз ответьте на вопрос: “Кто Я?”. Используйте характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения (“Я — …”).

После того, как закончите составлять этот перечень, приколите листок бумаги на видном месте на груди. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Не стесняйтесь комментировать перечни других участников. В качестве варианта каждый член группы может громко прочесть свой перечень остальной группе.

Упражнение: Диагностика своего самочувствия.

Цель: Определение своего самочувствия в начале тренинга.

Необходимое время: 10 мин.

Материалы: бумага, карандаши или ручки.

Подготовка: диаграммы личного самочувствия.

Инструкция: 1) обозначьте точкой на каждой оси то место, которое соответствует вашему самочувствию сейчас.

2) соедините все точки линией, расстояние между получившейся непрерывной линией и наружной границей колеса определяют возможности для личностного роста и развития.

Упражнение: Утро.

Цель: Интеграция личности, введение ресурса.

Необходимое время: 15 мин.

Материалы: не требуются.

Подготовка: релаксация.

Инструкция: “Вспомните свое детство, а именно тот момент, когда вам удалось проснуться раньше других. Вас тогда удивляло почти полное отсутствие звуков. Все вокруг еще погружено в сон, и вы осознаете, что вы наедине с самим собой и это вас радует, это дает вам ощущение своей значимости и единства с окружающим миром. Сейчас весь мир принадлежит только вам. Вы выходите на улицу и видите, что утро только начинается, воздух необыкновенно свежий, и вы чувствуете разницу температуры на лице и в том месте, где солнечные лучи касаются вас и в том, где вы остаетесь в тени. Ощущение единства с окружающим миром вызывает в вас необычайные переживания и эти переживания дают вам ощущение собственной значимости, целостности, что рождает хорошее настроение и внутри вас. Появляется какая-то радость, легкость, ощущение желания взлететь. Вы как бы видите далеко вокруг вас, и вы стараетесь впитать в себя эти несколько минут перед тем, как проснутся другие люди. Когда они проснутся, они вовлекутся в вашу жизнь, и вы должны будете разделить с ними этот мир. Так и произойдет. И вы хорошо запомните эту маленькую тайну, и она ваша. Она будет наполнять весь предстоящий день. И каждый раз, когда вы будете обращаться к этому воспоминанию, к тому, что происходило только с вами и принадлежит только вам, вы будете вновь и вновь испытывать чувство уверенности, значимости, целостности, доброты. И это чувство будет как неисчерпаемый источник вашей внутренней силы”.

Упражнение: Заброшенный магазин.

Цель: Знакомство с участниками группы через их проективное восприятие. Введение понятия проекции и проективного восприятия. Тренировка визуализации образа.

Необходимое время: 25 мин.

Материалы: не требуются.

Подготовка: релаксация.

Инструкция: “Вы можете представить, что вы идете по улице. Поздний вечер, но вы испытываете ощущение безопасности, спокойствия. На улице не видно прохожих. С фонарей, расположенных вдоль тротуара льется неяркий свет, и летящие снежинки сверкают и поблескивают, кружат и падают в этом свете фонарей. Снежок слегка похрустывает и поскрипывает под вашими подошвами. И чувствуя этот хрустящий, свежий снежок, вы идете неспеша, сворачиваете в один из переулков, который постепенно приводит вас во двор старых-старых домов. И в одном из домов вы видите заброшенный магазин. Вы подходите к дверям старого, заброшенного магазина и с удивлением обнаруживаете, что дверь открыта. Вы заходите внутрь и видите, что перед вами полки и витрины небольшого магазинчика. Кое-где видны заброшенные вещи и вы с интересом их рассматриваете. Вы переходите от одной вещи к другой, их немного. Каждая вещь как бы говорит вам о себе, но, однако, особенно привлекает ваше внимание одна и вы берете ее с собой. Вы выходите из магазина, бережно держа этот предмет или вещь. А теперь я прошу рассказать, что хотела бы эта вещь рассказать окружающим о себе”. Далее возникает монолог этой вещи, но этот монолог есть большое приближение к этому человеку.

Упражнение: Тренировка сенсорной репрезентации.

Цель: обретение опыта визуальной, аудиальной, кинестетической, обонятельной и вкусовой репрезентации.

Необходимое время: 20 мин.

Материалы: не требуются.

Подготовка: релаксация.

            Процедура: Зрительное представление.

                Закройте глаза и представьте следующее:

                Ручка медленно пишет на бумаге ваше имя… Однозначное число… Теперь представьте двузначное число…, трехзначное… и т.д., пока не достигнете числа, состоящего из такого количества цифр, которое вы еще можете видеть. Удерживайте это число перед своим внутренним взорами в течение 2 минут.

                Различные цветные фигуры: золотой треугольник, фиолетовый круг, голубая пятиконечная звезда и т.д.

                Более простой  и эмоционально нейтральный  объект часто оказывается особенно эффективным для тренировки воображения.

Не расстраивайтесь, если поначалу вы не сможете выполнить даже такие простые внутренние действия. Попытайтесь какое-то время удерживать в своем сознании простой образ. Возможно, этот образ изменится, или исчезнет, или вы обнаружите, что думаете о чем-то другом. Спокойно и терпеливо возвращайте к нему внимание. Эти упражнения подготавливают вас к более сложным.

Тактильные представления.

Представьте следующее, сосредотачиваясь на ощущениях прикосновения:

Вы жмете чью-то руку. Почувствуйте ее кожу, температуру, оказываемое ею давление на вашу руку.

Вы поглаживаете кошку… или собаку. Почувствуйте их шерсть.

Вы держите лимон. Почувствуйте его поверхность.

Прикосновение к:

Коре дерева… Только что выпавшему снегу… Поверхности цветка — очень важно, чтобы не помять его… Песку… Струе воды… Перышку.

Выполняя эти упражнения впервые, совмещайте вызванные тактильные ощущения со зрительным образом того, к чему вы прикасаетесь, затем представляйте только тактильные ощущения.

С помощью этих упражнений мы можем научиться управлять своим вниманием. Это не так легко, как может показаться, поскольку на нас действуют внешние и внутренние отвлекающие раздражители. С помощью этих упражнений мы постепенно поймем, как происходит сосредоточение внимания, сменяющее его обычное рассеянное состояние.

Обонятельные представления.

Представьте себе, что вы вдыхаете запах:

Ваших любимых духов… Бензина… Цветов… Травы… Чистого горного воздуха… Воздуха в сосновом лесу… Дыма костра… Океана… Мяты… Свежеиспеченного хлеба.

Кинестетические представления.

А сейчас для получения кинестетических ощущений, благодаря которым мы знаем свое тело  и его движения, представьте, что вы:

Идете, а потом бежите вдоль берега по пляжу: почувствуйте каждое движение своих мышц.

Ведете машину: отчетливо почувствуйте каждое движение, совершаемое при повороте руля, при нажатии на педали и т.д.

Плаваете…, играете в теннис…, баскетбол…, другой ваш любимый вид спорта.

Рубите дрова.  

Вкусовые представления.

Представьте вкус, температуру и плотность:

Банана… Кислого молока… Ореха… Взбитого крема.

Представьте, что вы садитесь за стол и едите свое любимое блюдо. Обращайте внимание на вкус и плотность каждого глотка, куска.

Что вы чувствовали, выполняя эти упражнения? Серьезное напоминание: крайне важно не напрягаться. Один опытный фехтовальщик говорил: “Держите рапиру, словно птицу: не слишком крепко, чтобы птичка не задохнулась, и не слишком свободно, чтобы она не упорхнула”.

Слуховые представления.

Закройте глаза и прислушайтесь к следующим воображаемым звукам:

Голос, произносящий ваше имя… Шум транспорта… Шум дождя… Голоса людей… Волны, набегающие на берег… Играющие дети… Скрип двери… Звук гонга, медленно растворяющийся в безмолвии.

Упражнение: Групповое рисование.

Цель: Упражнение дает возможность участвовать всей группе. Оно помогает исследовать ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на индивидуальный опыт.

Необходимое время: 20 мин.

Материалы: бумага, карандаши или фломастеры.

Подготовка: не требуется.

Процедура: все члены группы садятся в круг в середине комнаты. Перед каждым лежит лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры. Начинайте рисовать что-нибудь важное для себя. По сигналу руководителя группы передавайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и получите начатый рисунок от  участника, сидящего справа. Работайте над этим рисунком, изменяйте и добавляйте к нему, что хотите. Продолжайте передавать рисунки до тех пор, пока к вам не вернется рисунок, который вы начали. Осознайте чувства, возникшие у вас при виде того, что другие изобразили на вашем листе. Изменяйте в рисунке все, что хотите. В заключении обсудите свои впечатления с группой.

Упражнение: Сила языка.

Цель: Упражнение помогает членам группы изменить структуру своего языка.

Необходимое время: 25 мин.

Материалы: не требуются.

Подготовка: не требуется.

Процедура: Сядьте лицом к лицу с партнером и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, начиная каждую словами “я должен”. Не предоставляя вам обратной связи, партнер выскажет в свою очередь три фразы, начиная каждую словами “я должен”. Теперь вернитесь к своим фразам и замените в них слова “я должен” словами “я предпочитаю”, сохранив неизмененными остальные части. Затем выслушайте измененные фразы в утверждениях партнера. Поделитесь своими переживаниями.

По очереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами “я не могу”. И затем замените в них “я не могу” на “я не хочу”, сохраняя остальные части неизмененными. Поделитесь с партнером своим опытом и посмотрите, можете ли вы почувствовать свою способность отказаться, а не свою компетентность или беспомощность.

По очереди произнесите три фразы, начинающиеся со слов “мне надо”, и затем замените “мне надо” на “я хочу”. Поделитесь своими переживаниями и посмотрите, ведет ли замена необходимости желанием к ощущению свободы или к облегчению. Является ли то, о чем вы говорили, чем-нибудь действительно жизненно необходимым для вас или чем-то тем, что вам хотелось бы, но без чего можете прожить.

Наконец по очереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами “я боюсь, что” на “я хотел бы”, оставляя остальные части фраз без изменений. Поделитесь своим переживанием с партнером и посмотрите, мешает ли страх достижению важных целей и приобретению интересующего опыта.

Слова “я должен”, “ я не могу”, “мне надо” и “я боюсь, что” отрицают вашу способность быть ответственным. Изменяя свои язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.

 

Релаксация. 30 мин.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector