Занятие № 2. Моделирование в NLP

Учебные задачи: познакомить участников тренинга с основными понятиями нейро-лингвистического моделирования; практическая реализация некоторых стратегий; адаптация группы для индивидуальной работы.

Идентифицировать наиболее существенные элементы  мышления и поведения, приводящие к конкретной реакции и результату. Научиться определять субмодальности репрезентативных систем и невербальные элементы модели мышления: позу, ключи доступа, жесты, движения глаз, языковые паттерны.

Обучение и приобретение опыта исследования  проблемного пространства и потенциальных причин ограничений поведения в процессе трансформации опыта и достижения цели.

Теоретическая часть: 30 мин. Моделирование в NLP, уровни моделирования; ментальные стратегии, микро-, макро, метастратегии, понятие проблемного пространства. Модель ROLE, идентификация элементов мышления и поведения, репрезентативные системы, понятие субмодальностей; построение модели BAGEL; понятие якорения; понятие стратегии, основные классы стратегий; процедура построения модели стратегий. Модель решения проблем, ее компоненты: симптомы, причины, результаты, ресурсы, эффекты; схема построения модели SCORE.

Практическая часть:  

Упражнение: игра “ Животные”.

Цель: развитие  различительной слуховой чувствительности в ориентации в окружающем мире; знакомство с понятием стратегии поиска; снятие усталости, повышение настроения.

Необходимое время: 15 мин.

Материалы: карточки с названиями животных.

Подготовка: не требуется.

Инструкция: “Сейчас каждый из вас получит карточку, на которой написано название животного. Прочитайте что на ней написано, но так, чтобы надпись видели только вы сами”.

Тренер раздает карточки с названиями животных, например, “собака”, “кошка”, “петух”, “медведь”, “корова” и т.д. Название одного и того же животного должно быть написано на двух, трех или четырех карточках.

“Теперь закройте глаза. Мы сейчас встанем и по моей команде будем решать такую задачу: обладатели карточек с одинаковыми названиями должны собраться в группы, прибегая только к одному средству — издавать звуки, соответствующие вашему животному. Открыть глаза можно будет только по моей команде”.

Тренер наблюдает за выполнением задания, обеспечивает безопасность участникам, отмечает какая группа собралась раньше других. Если кто-то из участников долго не может найти свою группу, например, это “собака”, тренер может помочь ему, сказав: “У нас еще не все “собаки” собрались вместе”.

После того, как все участники нашли друг друга, тренер просит их открыть глаза и задается каждой группе вопрос: “Вы кто?” Это дает возможность убедиться, все ли оказались в своей группе.

В ходе обсуждения упражнения можно задать вопрос; “Какая у вас была стратегия в ходе поиска всей группы?” Оказывается, что некоторые участники проявляют гораздо большую активность: они сами издают звуки животного и в то же время слушают других. Две другие стратегии преимущественно ориентированы на один из двух вариантов: одни предпочитают сами молчать и только слушать, что происходит вокруг, двигаясь на звук “своих животных”. Другие издают звуки и ждут, когда их найдут.

Упражнение: Модель постановки цели.

Цель: практическое обучение постановки конечного результата, правильному построению условий.

Необходимое время: 25 мин.

Материалы: бумага, ручки.

Подготовка: не требуется.

Процедура: постановка цели на примере одного участника тренинга.

Инструкция: Конечные результаты, правильно построенные условия.

  1. Что вы хотите?

                А. Что дает вам этот конечный результат?

                Б. Является ли конечный результат:

  1. Положительно сформированным (что вы хотите, чего вы не хотите?)
  2. Может ли это быть вашей инициативой?
  3. Это большой конечный глобальный результат или это этап на пути?

Разделите его на маленькие части если это необходимо.

  1. Откуда вы знаете, когда вы его добьетесь? (Процесс обоснования.) Основания описаны с использованием терминов чувств? (видеть, слышать, ощущать, обонять, пробовать).

III. Где, Когда, С Кем Вы Хотите Это? (Контекст).

  1. Что не дает вам сейчас получить свой конечный результат?
  2. Каковы положительные и отрицательные последствия достижения вашего результата?
  3. Какие ресурсы вам нужны, чтобы добиться результата? (Информация, отношения, внутреннее состояние, обучение, деньги, помощь или поддержка других и т.д.)

VII. Является ли первый шаг для достижения вашего конечного результата особенно достижимым?

VIII. Есть ли более одного способа для достижения вашего конечного результата?

  1. Каковы временные рамки?

Х. Вообразите себя в будущем: что вы полностью добились своего конечного результата. Оглянитесь назад и определите, какие шаги требовались, чтобы достичь конечного результата, который вы сейчас получили.

Упражнение: Построение стратегии реальности.

Цель: Подготовка участников тренинга к процессу моделирования эффективных стратегий, наработка опыта моделирования.

Необходимое время: 45 мин.

Материалы: не требуются.

Подготовка: не требуется.

Процедура: тренер демонстрирует на двух участниках группы различия кодирования информации о событиях, произошедших реально и о выдуманных событиях.

Инструкция: “Нам необходимо выработать стратегию, которая указывает нам, что информация полученная через чувства, проходит через тесты, которые не проходит воображаемая информация.

Качество информации, которую мы имеем в наших чувствах, некоторым образом закодировано более точно для реального опыта, чем для воображаемого, и в этом разница. У вас есть “стратегия реальности”, которая позволяет видеть разницу.

Если я хочу сделать для вас что-то реальное или убедить вас в чем-то, мне нужно подогнать это по ваши критерии вашей стратегии реальности. Мне нужно сделать это соответственно качествам ваших внутренних изображений, звуков, ощущений. Эти качества называются субмодальностями). Идентифицируя вашу стратегию реальности, вы можете точно определить, как вам нужно думать, чтобы убедить себя, что сделать вам что-то — вполне законно.”

Целью тренера здесь является не спутать стратегии реальности участника группы, а выяснить какие точки проверки реальности для него существуют. Помните: мы проверяем стратегию, а не пытаемся ее разрушить. Если процесс становится неприятным (что иногда может быть), участник тренинга может услышать свист или почувствовать другой тревожный сигнал.

“При работе над Генератором Нового Поведения, вы визуализируете, как вы что-то делаете новыми средствами, затем входите в визуализацию. Если вы не профильтруете этот новый опыт через вашу собственную стратегию реальности, то вы попросту притворяетесь. Если же вы достаточно долго притворяетесь через фильтр стратегии реальности, то это покажется вам реальным как и все остальное.”

Упражнение: Определение системы причин в проблемном пространстве.

Цель: построение схемы взаимосвязи причин, ограничивающих трансформацию опыта и достижение цели.

Необходимое время: 30 мин.

Материалы: бумага, ручки.

Подготовка: не требуется.

Процедура: участникам тренинга предлагается представить свою проблему, в контексте школьного обучения, например; “Я испытываю растерянность и страх, когда меня вызывают к доске”, или “Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией”, или “Я переживаю отсутствие сосредоточенности,  когда приступаю к выполнению домашнего задания”.

Инструкция: Один из путей для исследования потенциальных причин и проблемного пространства состоит в систематической проверке всех соединительных слов с целью выявить все подходящие ассоциации, предположения или убеждения. Например, исследование проблемного пространства такого симптома, как беспокойство, связанное с выступлением перед аудиторией, можно начать с изложения проблемы или признака примерно в такой форме: “Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией”. Не внося изменений в данную формулировку проблемы, следует применить к ней все соединительные слова, чтобы целиком исследовать “пространство” причин, относящихся к данному симптому.

Например:

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией, поскольку ___________________________________________________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией          до того, как _________________________________________________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией     после того, как_______________________________________________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией            в то время, как_______________________________________________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией,       как только__________________________________________________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией     таким образом, что__________________________________________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией, если________________________________________________________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией, хотя_______________________________________________________________________________

Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией  таким же образом, как _______________________________________________________________

Можно повторить данный вопрос, начиная с изложения результата для обозначения потенциальных желаемых эффектов и конечных причин:

Я хочу чувствовать себя спокойно и уверенно, когда выступаю перед большой аудиторией, поскольку ________________________________________________________________

до того, как __________________________________________________________________

после того, как ________________________________________________________________

в то время, как ________________________________________________________________

как только ___________________________________________________________________

таким образом, что ___________________________________________________________

если _________________________________________________________________________

хотя ________________________________________________________________________

таким же образом, как _________________________________________________________

Можно выявить ресурсы, слегка изменив формулировку результата и повторив процесс. В этом случае следует сказать:

Я могу/буду чувствовать себя спокойно и уверенно, когда выступаю перед большой аудиторией, поскольку … и т.д.

Таким же образом приведенная таблица может быть использована для исследования различных перспектив, репрезентативных систем и временных границ в целях  тщательного изучения желаемого состояния и потенциального “пространства решений”.

Упражнение: Моделирование стратегии решения проблем.

Цель: приобретение опыта построения стратегии решения проблем.

Необходимое время: 45 мин.

Материалы: не требуются.

Подготовка: не требуется.

Процедура:  Демонстрация построения модели стратегии решения проблемы. Одному или двум участникам тренинга предлагается решение проблем, заявленных в предыдущем упражнении.

Инструкция: Один из способов организации информации, относящейся к модели SCORE, заключается в размещении ее на Линии времени таким образом, чтобы предшествующая причина была наиболее удалена во времени и располагалась ближе всего к участку, где впервые появился данный симптом. Нынешнее состояние или симптом можно расположить на участке, соответствующем настоящему или временным границам текущего периода. Желаемый результат следует расположить немного за пределами настоящего, ближе к участку, представляющему временные границы будущего, в котором данный результат будет получен. Эффект же должен быть помещен непосредственно за результатом.

Одно из преимуществ использования физического пространства состоит в том, что оно позволяет легче и нагляднее рассортировывать различные причины и “хранить” их раздельно. Это также дает возможность опытным путем и в реальных ощущениях исследовать физиологический компонент (такой, как поза, дыхание, передвижение и т.д.) ассоциированный с каждым элементом.

В итоге процесс сводится к следующим основным этапам:

  1. Определение симптомов и “сдерживающих причин”, связанных с сохранением нынешнего состояния.

Что является “симптомом” в данной проблеме?

Какие сдерживающие факторы, взаимосвязи, пресуппозиции и ограничивающие условия (либо отсутствие таковых) ассоциируются с симптомом?

  1. Определение “предшествующих причин”, относящихся к истории зарождения и развития симптома.

Какова причина этого “симптома” в данной проблеме?

Какие события, действия или решения из прошлого вызвали его появление?

  1. Определение результата и основополагающих формальных характеристик, свидетельствующих о его достижении.

Каков ожидаемый “результат” (или цель), который должен прийти на смену симптому?

Какие основополагающие предположения и восприятия определяют данный результат? Какие визуальные, аудиальные и кинестетические свидетельства позволят вам сделать вывод о достижении желаемого состояния?

  1. Определение желаемых эффектов или “конечных причин” достижения результата.

Каковы будут долговременные “эффекты” достижения данного результата?

Что конкретно даст достижение результата? Какие будущие долгосрочные цели, задачи или намерения обеспечивают данному результату смысл, приемлемость или направленность?

  1. Определение ресурсов, содействующих достижению желаемого результата и эффекта с помощью метода индукции и изучения структуры других — успешных — ситуаций.

Какие ресурсы могут помочь достижению результата? В каких других ситуациях или контекстах можно легко достичь желаемого результата и/или эффекта? Что общего в этих ситуациях?

  1. Определение ресурсов, способствующих преобразованию предшествующих или сдерживающих причин или изменению характера их влияния путем применения принципа “обратимости” для поиска противоположных примеров.

Какие ресурсы могут помочь преобразовать, уменьшить или оказать влияние на прошлые причины или нынешние сдерживающие факторы?

В каких ситуациях или контекстах причины или сдерживающие факторы не будут порождать симптом? В чем разница?

  1. Активизация или передача подходящих ресурсов в пределах того контекста, в котором проявлялся данный симптом.

Релаксация: 30 мин.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector