Занятие № 4. Убеждения

Учебные задачи: научиться отлеживать собственные убеждения и ценности, строить иерархии ценностей.

Теоретическая часть: 20 мин. Убеждения и системы убеждений; типы убеждений; идентификация убеждений; стратегии убеждений; конфликтные убеждения и работа с ними; критерии и ценности; теория самоорганизующихся систем; цикл изменения убеждений.

Практическая часть:
Упражнение: Иерархия критериев.
Цель: изучение принципов установления иерархии жизненных ценностей.
Необходимое время: 30 мин.
Материалы: не требуются.
Подготовка: выбрать двух участников группы с различными критериями жизненных ценностей.
Процедура: демонстрация упражнения на двух участниках тренинга.
1. Идентифицируйте, как клиент хочет вести себя но не делает. Например, хочет заниматься спортом.
2. Выявите критерий, который является мотивирующим для участника группы, чтобы ему понадобилось новое поведение. Например, хочет заниматься спортом, чтобы быть “здоровым” и “хорошо выглядеть”.
А. Выясните категорию и/или субмодальности, которые он использует, чтобы выбрать каждый критерий, например, “здоровье” = Ауд/В (к), “хорошо выглядеть” = В (к).
3. Выявите критерии, которые мешают участнику тренинга меняться. Это должны быть критерии высшего уровня, потому что они пересиливают критерии мотивации, например, человек не занимается спортом постоянно, потому что “нет времени” и “это больно”.
А. Выявите стратегию и/или субмодальности которые участник использует, чтобы выбрать каждый критерий, например, “нет времени = В (э)/К, “больно” = К.
4. Выявите критерий высшего уровня, который пересиливает критерий ограничивающий критерий пункта 3, например, вы могли бы спросить: “Вы бы всегда нашли время и делали бы, даже если это больно? Какой ценности это соответствует и делает более важным, например, “возможность постоять за себя”, “нравиться другим”?
А. Выясните стратегии и/ или субмодальности, которые участник тренинга использует, чтобы выбрать этот критерий, “например постоять за себя” = В (к)/К, “нравиться другим” = В (к).
5. Теперь вы начинаете использовать следующие техники:
а. Рычаг. Примените критерий высшего уровня к желаемому поведению, чтобы пересилить ограничивающие возражения. Например, вы могли бы сказать: “Поскольку ваше поведение — это модель вашей уверенности в себе, не могли бы вы проявить больше ответственности, найдя время, чтобы сохранить здоровье и выглядеть наилучшим образом?”
б. Пейсинг ограничивающих критериев. Найдите способ достичь желаемого поведения, которое соответствует критериям на трех уровнях и не нарушает ограничивающие критерии. Например: “Есть ли вид спорта, который вам нравится, который не отнимает много времени и который наиболее полно реализует ваши способности в будущем?”
в. Применение стратегии/субмодальности. Настройте стратегические и/или субмодальные характеристики критериев желаемого поведения, чтобы они соответствовали стратегическим/субмодальным характеристикам высшего уровня.
Упражнение: Интеграция конфликтных частей
Цель: приобретение опыта интеграции конфликтующих убеждений.
Необходимое время: 45 мин.
Материалы: не требуются.
Подготовка: не требуется.
Процедура: демонстрации стратегии интеграции конфликтующих частей личности.
Внутренние конфликты происходят, если две или более сосуществующие системы убеждений или “части” человека приводят к возникновению противоречивого поведения. Наиболее проблематичные конфликты возникают, когда противоположные убеждения включают в себя проблемы идентичности, связанные с негативным суждением по поводу самого себя.
1. Определите конфликтующие убеждения или проблемы идентичности и физически обозначьте конфликтующие “части”. Некоторые примеры наиболее часто встречающихся конфликтов:
Краткое удовольствие против Долговременного блага.
Делать для себя против Делать для других.
Прошлое (ребенок) против Будущего (взрослый).
Эмоциональное против Рационального.
Мечтатель против Критика.
Хорошо против Плохо.
Фрейд считал, что глубинная структура внутренних конфликтов включает в себя подавление или “торможение” “Эго”, “возбуждающих“ желаний и страстей “Ид”.
1.1. Войдите в контакт с “возбуждающей” частью самого себя (часть, связанную с вашим “Ид”) и обратите внимание на чувства, связанные с ней. (это можно сделать, задав себе вопрос: “Чего такого я хочу, что я не делаю, или чувствую, что что-то мне мешает делать это”) Отметьте, где на вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза и какие жесты ассоциируются с “возбуждающей” частью? (Обратите внимание на асимметрию в движениях и жестах.)
1.2. Усильте ощущение возбуждающей части самого себя еще больше, а затем:
а) Позвольте этому чувству продвигаться из места локализации на вашем теле на открытую ладонь вашей левой руки, позвольте ему стать образом, который вы сможете увидеть. Если у вас возникнуть трудности с его визуализацией, представьте как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть.
Либо:
б) Встаньте в то место, которое обозначает вашу возбуждающую часть (это может быть точка на вашей линии времени).
1.3. Установите контакт с тормозящей частью (той которая связана с вашим “Эго”) и обратите внимание на чувства, связанные с ней. (для этого задайте вопрос: “ Что останавливает или удерживает меня от того, чтобы сделать, что я хочу?”) Теперь отметьте, где в вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза или жесты ассоциируются с этой тормозящей частью?
1.4. Усильте ощущения тормозящей часть и:
а) Позвольте этому чувству передвигаться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь правой руки, позвольте ему стать образом, который вы сможете увидеть. Если у вас возникнут трудности с его визуализацией, представьте, как бы он выглядел если бы вы смогли его увидеть.
Или:
б) Встаньте в то место, которое обозначает тормозящую часть (это может быть точка на вашей линии времени).
2. Установите метапозицию, или третью позицию, находящуюся в стороне от проблем убеждений или идентичности, связанных с конфликтными частями. (Если вы используете руки, это можно сделать путем одновременной визуализации обеих частей. Если вы используете место в пространстве, можете найти в пространстве место, равно удаленное от двух частей конфликта.)
3. Попросите обе части выразить свои убеждения по поводу другой части. На этой стадии разные части (идентичности) обычно выражают недоверие и недовольство друг другом.
3.1. Попросите возбуждающую часть повернуться и посмотреть на тормозящую (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), выразите в словах то, что думает эта ваша часть. Нравится ли ей тормозящая часть? Сердита ли она на нее? Что она думает?
3.2. Теперь попросите тормозящую часть повернуться и посмотреть на возбуждающую (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), выразите в словах то, что она думает о другой вашей части. Ценит ли она возбуждающую часть? Сердита ли она на нее? Что она думает?
4. Найдите позитивное намерение и цель каждой из частей.
4.1. Вернитесь к возбуждающей части и спросите: “Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т.д.) тормозящую часть? Если это так, какой позитивной цели ты хочешь достичь?
4.2. Теперь подойдите к тормозящей части и спросите: “Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т.д.) возбуждающую часть? Если это так, какой позитивной цели ты хочешь достичь?
5. Убедитесь, что каждая из частей признает и принимает позитивное намерение другой части. Спросите каждую из них, может ли она понять и оценить позитивную цель или намерение другой. Укажите им на то, что, хотя их способы выражения и находятся в конфликте, намерения совпадают.
6. Из метапозиции определите, что является общей миссией для обеих частей на более высоком логическом уровне (идентичности или духовности). Объясните необходимость “совместно действовать новым и более эффективным способом”.
7. Определите ресурсы и способности, которые есть у каждой части и которые могли бы оказаться полезными другой части, чтобы осуществить ее позитивное намерение и общую миссию.
7.1. Обеспечьте конгруэнтное согласие обеих частей, чтобы объединить их ресурсы для более полного осуществления своих собственных целей и общей миссии. [Обычно причиной, по которой они ранее не доверяли друг другу и не любили друг друга, является именно то, что у этих частей не было каких-то ресурсов и друг для друга части казались чуждыми и не поддающимися контролю].
7.2. Будьте внимательны в отношении других ограничивающих убеждений, которые могли появиться на этой стадии, хотя ранее они не всплывали на поверхность, и которые необходимо будет уточнить или пересмотреть.
8. Физически синтезируйте и интегрируйте ранее конфликтовавшие части в новую идентичность и поместите ее внутрь своего тела.
8.1. Если вы использовали руки:
а) Сконцентрировавшись на общей миссии и дополнительных ресурсах обеих частей, позвольте вашим рукам медленно соединиться, Когда вы будете это делать, почувствуйте, как ваши две части смешиваются и синтезируют интегрированную систему, состоящую из 100% обеих частей.
б) Когда вы почувствуете, что интеграция закончена, разомкните руки и посмотрите на новый образ, который представляет полную интеграцию и синтез.
в) Поместите новое интегрированное “Я” внутрь вашего тела, поднеся обе руки к той части тела, которой, как вы считаете, принадлежит эта новая часть.
8.2. Если вы использовали пространственную локализацию:
а) Встаньте на место, представляющее тормозящую часть. Заякорите это состояние (позитивное намерение, ощущение общей миссии, ресурсов и способностей), ассоциированное с этой общей частью.
б) Удерживая якорь, пойдите на место, находящееся непосредственно за возбуждающей частью, и действуйте как наставник для этой части, поддерживая ее и предоставляя любые необходимые ресурсы.
в) Затем встаньте в позицию возбуждающей части и ощутите присутствие мудрости, поддержки и наличие ресурсов противоположной части.
г) сконцентрировавшись на особых ресурсах возбуждающей части и на трансформации, произведенной с помощью ресурсов тормозящей части, перейдите на место тормозящей части, неся с собой все эти ресурсы. Встаньте в позицию тормозящей части — так, чтобы каждая часть обладала ресурсами другой. Обратите внимание на ощущения интеграции и симметрии.
д) Вернитесь в метапозицию и зрительно представьте себе, как две части движутся навстречу друг другу с той же скоростью, с какой вы приближаетесь к ним. В этой точке, где ваши две части сойдутся, протяните руки и возьмите их.
9. Представьте, что произойдет, если вы начнете двигаться в ваше прошлое и будущее, неся с собой интеграцию, ощущая, как это состояние позитивно влияет на события вашей жизни.
ПРИМЕЧАНИЕ: Иногда в конфликте может участвовать более двух частей. В таком случае вы либо производите интеграцию частей по две (если используете руки), либо расширяете процесс и включаете в него все части сразу, создав дополнительные места в физическом пространстве для всех участвующих частей.
Упражнение: Цикл изменения убеждений.
Цель: обучение стратегии изменения или укрепления убеждений.
Необходимое время: 30 мин.
Материалы: не требуются.
Подготовка: выбрать участников тренинга с убеждением собственных низких способностей к обучению.
Процедура: Один из обычных способов состоит в том, чтобы попросить человека подумать о новом убеждении, которое он хотел бы укрепить и просто “провести его” через естественные стадии данного цикла.
1. Встаньте в пространство “Хочу иметь убеждение”, подумайте о новом убеждении, в котором вы бы хотели быть больше уверены. Удерживая в сознании это убеждение, перейдите в пространство “Открыт для убеждения”. (Если вы выбрали себе наставника для данного состояния, можете “влезть в его ботинки”. Глядя на себя глазами вашего наставника, можете дать тому себе, кто “открыт для убеждений”, новые убеждения, полезные советы или окажите поддержку).
2. Почувствуйте, что значит стать более открытым для своего нового убеждения. Когда вы интуитивно чувствуете, что настал нужный момент, перейдите в пространство “Убежден сейчас”, сосредоточившись на новом убеждении, к которому стремитесь.
3. Если вы имеете какие-либо конфликтные или ограничивающие убеждения, появляющиеся в пространстве “Убежден сейчас”, удержите их в сознании и предайте в пространство “Открыт для сомнения”. (И снова, если вы выбрали наставника для вашего состояния открытости сомнениям, “можете влезть в его ботинки”, Глядя на себя глазами вашего наставника, сообщите тому себе, кто открыт для сомнения, любые ограничивающие или конфликтные убеждения, дайте полезный совет или окажите поддержку).
4. Проверка экологичности: перейдите в пространство “Веры” и подумайте о позитивных намерениях и целях нового убеждения и любого из конфликтных или ограничивающих убеждений. Посмотрите, не нужно ли внести какие-либо изменения или поправки в новое убеждение. Проверьте, не осталось ли каких-либо частей старого убеждения, которые следовало бы сохранить и удержать вместе с новым убеждением.
5. Вернитесь к старым ограничивающим и конфликтным убеждениям, которые вы оставили в пространстве “Открыт для сомнений”, принеся с собой понимание, открывшееся в пространстве “Веры”, и перенесите их в пространство “Раньше верил”, в ваш “Музей личной истории”.
6. Вернитесь в пространство “Убежден сейчас” и сконцентрируйтесь на новых убеждениях, которые хотите усилить. Ощутите вашу новую уверенность и проговорите то новое, что вам открылось в этом процессе.
7. Проверка экологичности: снова вернитесь в пространство “Веры” и рассмотрите изменения, которые вы произвели. Помните, что поскольку это естественный, живой и развивающийся цикл, процесс будет продолжать эволюционировать и вы можете создать любые необходимые изменения и поправки в будущем таким образом, что это будет наиболее экологично и естественно для вас.
Многие люди обнаружили, что если они пройдут через все эти места в пространстве (или даже просто представят себе, как проходят) и ощутят все эти состояния, им удается мягко и полностью изменить свои убеждения.
Упражнение: Символический цикл изменения убеждений.
Цель: та же, что и в предыдущем упражнении.
Необходимое время: 45 мин.
Материалы: бумага, ручки.
Подготовка: та же, что и в предыдущем упражнении.
Процедура: Другой способ применения поля изменения убеждений включает в себя создание символов для каждого из мест в пространстве. Это может быть очень эффективным по двум причинам. Во-первых, при этом к каждому из состояний добавляется дополнительный аттрактор, что намного облегчает доступ к ним. Во вторых, как указывал Фрейд, символы нередко помогают нам вовлечь в процесс изменения бессознательные процессы.
Символический цикл изменения убеждений включает в себя создание символов для каждого из состояний, из которых состоит поле изменения убеждений. Затем символы синтезируются в личную историю или в метафору изменения убеждения.
1. Встаньте в пространство “Хочу иметь убеждение” и подумайте о том, что вы ощущаете, когда хотите поверить в что-то новое. Создайте символ или метафору для “желания поверить” во что-то новое.
Символ: _____________________________________________________________
1.1. Создайте персонаж или символ для нового убеждения, которое вы хотели бы развить или усилить.
Персонаж / символ: ___________________________________________________
2. Перейдите в пространство “Открыт для убеждения” и подумайте о том, что вы ощущаете, когда готовы поверить во что-то новое, Какой будет ваша метафора или символ для состояния “открытости для убеждения”?
Символ: _____________________________________________________________
3. Встаньте в пространство “Убежден сейчас” и подумайте о тех убеждениях, которыми вы обладаете в данный момент. Сосредоточьтесь на ограничивающих убеждениях, которые вы бы хотели изменить, и на убеждениях, вступающих в конфликт с новыми убеждениями, которые вы хотели бы усилить. Создайте символ или метафору для старого убеждения или убеждений, которые вам хотелось бы изменить.
Символ: _____________________________________________________________
3.1. Найдите персонаж или символ для конфликтных или ограничивающих убеждений, которые вы хотели бы изменить.
Образ / символ: _______________________________________________________
4. Перейдите в пространство “Открыт для сомнений” т подумайте о том моменте в вашей жизни, когда вы были открыты для сомнения в том, в чем были долгое время убеждены. Какова будет ваша метафора или символ состояния “открытости для сомнения”?
Символ: _____________________________________________________________
5. Встаньте в пространство “Раньше был убежден” (ваш “музей личной истории”) и вспомните нечто, в чем были убеждены, но во что больше не верите. Какой будет метафора или символ всех тех убеждений, которые у вас были, но в которые вы больше не верите?
Символ: _____________________________________________________________
6. Встаньте в пространство для ощущения глубокого “Доверия”. Создайте символ или метафору, для ощущения веры в нечто, находящееся за пределами ваших убеждений.
Символ: _____________________________________________________________
7. Расскажите вашу “историю изменений”, включив в нее все метафоры и символы, которые вы создали, Если хотите в процессе рассказывания истории можете физически перемещаться по всем тем местам в пространстве, о которых идет речь.
Позвольте истории самоорганизоваться, Это и есть доверие интуиции. Просто начните и позвольте истории повести вас туда, куда ей надо. Рассказывайте ее так, как рассказывали бы сон или волшебную сказку. Лучше всего начать словами: “Однажды жили-были…” или “Мне приснилось, что …”, а затем просто позволить истории течь.

Релаксация: 30 мин.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector