Активные методы обучения

Различаются имитационные методы активного обучения  (МАО), т.е. такие формы проведения занятий, в которых учебно- познавательная деятельность  построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальное  относится   к неимитационным, в т.ч. способы  активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.

Имитационные методы: деловые игры, разыгрывание ролей, игровое прогнозирование, анализ конкретных ситуаций, индивидуальный тренаж, имитационное управление и др. Неимитационные методы: лабораторные работы, практические занятия, тестирование, дискуссия, консультации, написание изащита реферата и р.

В свою очередь, имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К первым относятся: проведение деловых игр, игровое проектирование и т.п., ко вторым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и др.

А.М. Смолкин предлагает классифицировать  различные МАО по их назначению в учебном процессе. Любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает преподавателю осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетания для решения конкретных дидактических задач.

В учебном процессе по А.М. Смолкину, можно выделить круг узловых функций и дидактических задач, для реализации которых прменение тех или иных методов представляется наиболее целесообразным. Применительно к основным задачам выделяет 4 узловые функции учебного процесса:

  1. 1. Сообщение учебной информации. Эта функция реализуется в основном в форме лекционных занятий. Дидактические задачи: разрушить неверные стереотипы, заинтересовать, убедить, побудить к самостоятельному поиску и активной мыслительной деятельности и др.

Для решения подобных задач применяются следующие МАО: лекция-беседа или диалог; лекция-дискуссия; лекция с применением техники обратной связи; лекция с применением элементов «мозгового штурма»; лекция с разбором микроситуаций; лекция-консультация; лекция-провокация; лекция-пресс-конференция, проблемная лекция.

  1. Формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков. Дидактические задачи: формирование и совершенствование умения работать с информацией, анализировать и обобщать, принимать и обосновывать решения, аргументировано их защищать в дискуссии, и т.д. Для решения этих задач применяются, в основном имитационные методы обучения – неигровые и игровые.

К первой группе относятся: анализ и обсуждение конкретных ситуаций; решение ситуационных педагогических задач; разбор конфликтов и др. Ко второй группе  относятся – разыгрывание ролей (инсценировка), деловые имитационные игры, игровое проектирование и др.

Сущность неимитационных методов обучения  в том, что  обучаемые выполняют определенные профессиональные действия и функции  в реальных условиях, а не посредством имитации профессиональной деятельности.

Неимитационные МАО: решение производственной, педагогической задачи непосредственно на месте ( в школе, классе); групповое, игровое проектирование на реальном объекте; анализ и обобщение конкретных рабочих материалов (документов и др.); сиажировка на рабочих местах; выполнение специальных заданий аналитического характера и т.д.

  1. Активизация освоения передового педагогического опыта, обмена знаниями и опытом. Дидактические задачи: заинтересовать опытом, убедить в его прогрессивности, сформировать конструктивную позицию в отношении нововведений, пробудить чувство нового, выработать творческий подход к использованию чужого опыта, вызвать рефлексивную самооценку собственной практики и т.п. К методам данной группы относятся: тематическая дискуссия, выездное тематическое занятие, стажировка и др.
  2. 4. Контроль результатов обучения. Дидактические задачи: умение оперировать полученными знаниями, применять их при решении практических педагогических задач, умение самостоятельно анализировать, обобщать и делать практически значимые выводы, побудить к самоконтролю, самооценке, реализовать переход от получения знаний к их применению в профессиональной деятельности.

К этой группе относятся: тестирование, программированный контроль, итоговое собеседование, разработка и защита итоговых работ (проектов, рефератов).

Лекция-пресс-конференция

Проводится, когда слушатели уже имеют некоторую информацию по теме лекции. Слушателям предлагается задавать вопросы лектору в начале лекции письменно, на их обдумывание и запись – 5-7 минут. Лектор, излагая лекцию по своему плану, использует предложенные вопросы для поддержания активности слушателей в течение лекции.

Лекция-провокация

Лектор заранее планирует ошибки, которые должны найти слушатели. Чтобы не было разногласий, лектор свои ошибки заранее записывает и обнародует их в конце лекции.

Приемы активизации слушателей на лекции:

— включение слушателей в ходе проблемной лекции в формулирование проблемы, выдвижение гипотез для её решения;

— формулирование понятия и выводов не преподавателем, а слушателями;

— резюмирование основных положений лекции, связать начало и конец лекции; завершение лекции эффектной цитатой.

 

 

Лекция – диалог

 Проходит в виде активной беседы двух преподавателей с участием студентов, а также имеет форму внутреннего диалога  с самой аудиторией, что создаёт активные предпосылки для активного включения студентов в самостоятельную работу.

Ролевые семинары

Преподаватель заранее составляет сценарий семинара, распределяет роли среди студентов, подбирает литературу для достижения определенного конечного результата. Из числа учащихся выделяются руководительсеминара  и его помощники. Затем в зависимости от количества вопросов семинара и их значимости определяются докладчики  (референты). Время докладчиков – до 10 минут. Студенты делятся на 4 группы:  1) защитники: им дается задание найти дополнительные аргументы для развития, дополнения и усиления позиций докладчиков; 2) исследователи: им необходимо найти актуальную литературу к каждому вопросу семинара, более современные фактические данные и доложить об этом; 3) скептики и критики, которые аргументировано ставят под сомнение или критикуют положения референтов; 4) эксперты, оценивающие результаты работы.

Достоинством ролевого семинара является то, что все студенты получают знания через поиск, дискуссии, общение друг с другом. Преподаватель открывает семинар, подводит итоги работы группы и каждого студента, дает объективную оценку  возникшим проблемам и отдельным точкам  зрения. В ходе ролевого семинара преподаватель может также находиться во одной из групп.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector