СТРУКТУРА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ПО ЧАСТОТЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИМИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

  6,5 – Пробовали всего один раз.

10,2 – Пробовали несколько раз.

  6,6 – Потребляют не чаще 2-3-х раз в месяц.

  2,6 – Потребляют примерно один раз в неделю.

  2,4 – Потребляют примерно 2-3 раза в неделю.

  1,5 – Потребляют ежедневно.

70,2 – Никогда не потребляли.

Сегодня

  1. 85-90 % населения России отсутствуют элементарные представления о своем организме, его возрастных, половых и психофизиологических особенностях; большинство родителей не знают о физиологических особенностях развития детей.
  2. развитии
  3. Число близоруких с 3 до 30%
  4. Уровень умственного и полового развития у 40% не соответствует своему возрасту, от 60 до 75% девочек требуют внимания гинеколога и др. Врачей.
  5. Отклонения нервной системы 32,6%, в том числе выраженные — 16,6%.
  6. В 3-5 раз увеличилось число детей с нарушениями пищеварительной системы
  7. В России 2 млн. Детей имеют ограничения жизнедеятельности
  8. ДО 80% юношей призывного возраста не готовы по состоянию здоровья к армии( среди освобожденных по состоянию здоровья 29,6% — хронические соматические заболевания, 21,5% последствия травм и болезней опорно-двигательного аппарата, 33% — психические расстройства: умственная отсталость, пороки развития ЦНС, наркоманы).
  9. 80-85% студентов нарушения здоровья

 

Любое изменение в обществе сказывается на жизни образовательного учреждения, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. На протяжении 100 лет реформы образования проходили каждые 10-15 лет. Менялись задачи реформирования,  но одна проблема оставалась – проблема здоровья обучающихся, его охраны и укрепления, создания нормальных условий для их роста и развития.

Еще в 1904 году съезд врачей обратил внимание «на заботу об охране здоровья подрастающего поколения и особенности обучающихся в учебных заведениях…»  и предложил ряд мероприятий «в целях устранения» вредных влияний со стороны школы на здоровье и физическое развитие.

В целом, в России всегда сильной была система государственного регулирования и государственной ответственности за здоровье обучающихся.Отсутствие полноценного гражданского общества и недостаточно высокий уровень личной культуры населения обусловило передачу некоторых функций общества  и семьи государству. Это определило государственный интерес к проблеме здоровья школьников, к организации школьной жизни и государственный заказ на разработку этих проблем.

Сама организация обучения в России, ориентированная на обширные теоретические знания и интенсификацию образовательного процесса в сочетании с неблагоприятными гигиеническими условиями обучения (неприспособленные помещения, несоответствие мебели, нарушение светового и температурного режимов, массовое отсутствие спортзалов и т.п.) вызвала необходимость анализа ситуации в образовательных учреждениях еще в 70-е годы XIX века.

Роль образовательного учреждения в сохранении здоровья и формировании ЗОЖ  уникальная: здесь обучающиеся находятся значительную часть времени; это систематизированный процесс, реализующий единую образовательную стратегии на опре-деленном временном отрезке жизни; это институт социализации, иногда единственный, где формируются социально приемлемые ценности у обучающихся.

  1. Под физическим компонентом здоровья понимается то, как функционирует организм, его органы и системы, уровень их резервных возможностей. Наличие или отсутствие физических дефектов, заболеваний.
  2. Психоэмоциональный аспект здоровья характеризует состояние психической сферы, наличие или отсутствие нервно-психических  отклонений, умение понимать и выражать свои чувства, контролировать эмоции, способ выражения  отношения к самому себе и окружающим людям.
  3. Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается то, как человек усваивает информацию, использует ее, эффективность поиска и накопления нужной информации, обеспечивающей развитие личности и ее адаптацию в окружающем мире.
  4. Социальный компонент здоровья подразумевает осознание личности себя (пол) и ее взаимодействие с окружающими.
  5. Личностный означает, то как человек осознает себя в качестве личности, как развивается «собственное Я», т.е. самоощущение и чувство самореализации. Гармоничное сочетание разных способов и целей самореализации системы является основой личностного здоровья.
  6. Духовный аспект здоровья отражает суть человеческого бытия, т.е. основополагающие жизненные установки, которые обеспечивают целостность личности, ее развитие, ее жизнь в обществе. Это стержень целостного здоровья, особенным образом влияющий на остальные его части (компоненты).

 

Иерархическая пирамида потребностей (Годфруа)

Самореализация

Когнитивые и эстетические потребности (в порядке, справедливости, красоте)

Потребности в уважении (в одобрении, благодарности, в признании, компетентности)

Потребности в привязанности, любви, в причастности к группе

Потребность в безопасности

Физиологическая (в пище, питье, О2 идр.)

            Период – физиологическое, психологическое становление, развиваются эмоционально-волевые, нравственные, познавательные сферы личности.

Необходимо обеспечить опережающее развитие начального и среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства. Надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий.

            Чтобы сложились определенные представления относительно образа жизни тех, кто должен стать конкурентоспособным обратимся к результатам социологического опроса.

Итоги социологического  исследования «Социальный портрет учащегося учреждений НПО Кемеровской области», проведенного в 2003 г. ГОУ «Кузбасский региональный институт профессионального образования» и Институтом развития профессионального образования Министерства образования и науки РФ (г. Москва) выявили особенности  образа жизни обучающихся, которые отрицательно сказываются на здоровье.  Из 1998 учащихся участвовавших в социологическом опросе —  37,4% обучающихся озабочены проблемами своего здоровья (по России 29%).

Результаты исследований выявили, что значительная доля  обучающихся учреждений начального профессионального образования области курит   — 83,9 % (по России – 71 %).  В середине 90-х годов курение было также наиболее распространенной вредной привычкой, но встречаемой  почти втрое реже  (30%).  Вдвое, до 43%  возросла доля  учащихся употребляющих спиртные напитки. Половая распущенность как явление наиболее распространенное среди учащихся учреждений НПО  отмечена  9,3 %  из участвующих в опросе.

Исследования выявили  рост распространения наркомании среди учащихся. За десять лет употребление ими наркотиков возросло почти до 15%.  Около 29 % затруднились ответить на вопрос, употребляют ли наркотики их однокурсники, что позволяет предположить наличие скрытых форм наркомании (рис. 1).

Обучающиеся учреждений НПО области хорошо осведомленны о психоактивных  веществах – в итогах опроса названо более 30 их видов. Понимая, что употребление наркотиков опасно и вредно – 87,07%, часть учащихся – 8,6% , тем не менее, полагает возможным иногда употреблять их, а 2,7% – довольно часто (рис. 3).

Основные причины употребления наркотиков, по мнению обучающихся: «желание забыться, заглушить неудовлетворенность жизнью» — 45,9 %, (13,4 %), «по глупости» — 34,8 % (28,7 %), «испытать возбужденное состояние» — 30,6 % (17,8%), «от скуки» — 20,4 % (14,2 %) (рис. 5).  Анализ данного распределения свидетельствует о достоверных различиях в определении указанных  причин между обучающимися учреждений НПО Кемеровской области и общероссийских данных. Отрицательно на здоровье обучающихся сказывается и то, что только 27 % учащихся занимается спортом, лишь 12,3 % делают утреннюю зарядку. Около 12% обучающихся свободное время проводят в кружках и секциях учреждения НПО.

Таким образом,  необходимо принятие срочных мер по  созданию условий, способствующих формированию   здорового образа жизни и решению психологических проблем обучающихся.

            Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и наряду с другими  мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической  нагрузки учащихся и создание в ОУ условий для  сохранения и укрепления здоровья:

— Реальной разгрузки содержания общего образования;

— использование эффективных методов обучения;

— повышение удельного веса и качества занятий физкультурой;

— организации мониторинга состояния здоровья;

улучшения организации питания обучающихся:

рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени  и летнего отдыха.

Образ жизни – система взаимоотношений человека с самим собой и факторами среды.

Уровень жизни – экон. Категория – степень удовлетворенности материальных, духовных, культурных, духовных потребностей.

Качество жизни – социал. – характеризует комфорт у удовлетворении человеческих потребностей;

Стиль – соц. псих. – поведенческая особенность повседневной жизни человека, . е. определенный стандарт, под который подстраивается и физиология.

Уклад —

ЗОЖ – гигиеническое поведение, базирующиеся  на научно-обоснованных принципах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижения активного долголетия.

Содержание ЗОЖ позволяет нам выделить  его структурные  компоненты:

  1. Целевой отражает понимание личностью поставленной перед ней цели, он может различа-ться по направленности, временному фактору, социальной значимости, степени сохран.
  2. Содержательно-операционный компонент определяет наличие у студентов системы знаний о ЗОЖ, степень овладения практическими умениями для его реализации в различных условиях собственной жизнедеятельности.
  3. Мотивационно-ценностный компонент характеризует иерархию ценностей личности в ЗОЖ, отношение к нему, его использование для решения жизненных и профессиональных целей, степень удовлетворенности его использования.
  4. Программно-ориентировочный компонент обеспечивает прогнозирование и конструирование программы жизнедеятельности личности в соответствии со здоровым образом жизни по временному фактору и по объекту его воздействия.
  5. Эмоционально-волевой компонент подчеркивает необходимость проявления волевых качеств для достижения цели и жизненной программы, эмоциональную оценку достигнутого.
  6. Деятельностный компонент раскрывает степень включенности личности в целостную систему здорового образа жизни или его отдельные элементы, готовность к его пропаганде и реализации в своей ближайшей профессиональной деятельности, его спектр проявления по полноте включения, объекту воздействия, степени сохранности элементов.
  7. Оценочный компонент показывает интегративную оценку результатов формирования ЗОЖ (когнитивную, эмоциональную,  поведенческую) и осуществление  на этой основе коррекции целостной программы или ее отдельных компонентов.  С. 80
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector