Структура ЗОЖ

мед. активность

оптимальный двигательный режим

тренировка иммунитета и закаливание

рациональное питание

психофизиологическая регуляция

психосексуальная и половая культура

рациональный режим жизни

отсутствие вредных привычек

отсутствие социально-обусловленных заболеваний

валеологическое образование и самообразование

ССС сократилось в Канаде на 28проц, Япония на 40

Доля неблагоприятного фактора риска ОУ для здоровья составляет 20-40 %. Влияние условий обучения, перегрузки (в учреждениях НПО иногда крайне низка мотивация обучения, неготовность к обучению) так значимы именно потому, что действуют они непрерывно, длительно, систематически и комплексно. Кроме того, они проходят в период интенсивного развития, формирования организма, когда любые неблагоприятные воздействия оказывают наибольшее влияние.

До конца 80-х годов 20 века не была сформирована комплексная система работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Социальные потрясения, падение уровня жизни, ухудшение общедоступной медицинской помощи в сочетании с плохим питанием (острой и стала проблема, которая была после Октябрьской революции и войны – накормить обучающихся) и возрастающими нагрузками ухудшили состояние здоровья. За последние годы число подростков  с хронической патологией возросло в 2,1 раза.

Понятие комфортных условий ВОП означает, создание в училище педагогических условий максимально эффективно обеспечивающих не только развитие умственных, нравственных, индивидуальных качеств личности, но и его физическое и психическое здоровье.

К числу школьных факторов риска относятся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий)
  2. Интенсификация учебного процесса
  3. Несоответствие методик и технологий функциональным возможностям обучающихся
  4. Нерациональная организация учебной деятельности (в том числе и физкультурно-оздоровительной работы)
  5. Низкая функциональная грамотность ИПР и родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья

Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют:

—  комплексно и системно;

— длительно и непрерывно ( в течение 10-11 лет, ежедневно).

И поэтому даже в условиях минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие оказывается значительным.

Таким образом, комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично, причем сила воздействия на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если человек осознает это влияние как неизбежное, неуправляемое, неизбежное.

Опасность влияния ШФР усиливается и тем, что их воздействие проявляется не сразу, накапливается в течение нескольких лет. А микросимптоматика нарушений в состоянии физического и психического здоровья не привлекает внимания педагогов и родителей до тех пор пока они не перейдут в выраженную патологию.

Одним из источников стресса в период обучения является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и образовательным учреждением.

Страх унижения, упрека в несостоятельности – источник стресса. Страх усиливается ни сколько от реальной несостоятельности, сколько от осознания того, что избежать конфликтной ситуации, избавиться от нее ни какой возможности.

Одним из ведущих стрессовых факторов является ограничение времени в процессе деятельности. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества работы, неудачам, заставляя испытывать несостоятельность, недовольство ИПР.

При этом ограничение времени бывает связано как с увеличением объема и интенсивности учебных и производственных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. Чаще успешность обучения определяется не качественными, а количественными показателями деятельности. К моменту профессионального обучения у обучающихся накапливается их хроническая временная неуспеваемость и превращается в учебную. Так использования в качестве характеристики навыка чтения скоростных характеристик, превышающих 80-90 слов в минуту, противоречит психофизиологическим закономерностям восприятия информации, часть информации просто не воспринимается, артикуляция приводит к мышечному напряжению и утомлению. В целом это может приводить к развитию не только пограничных нарушений психического здоровья, но и тяжелейшим психическим расстройствам.

Последствия стресса

Неврозы,

Реактивные психозы

Поражения внутренних органов (инфаркт миокарда, язва желудка)

Подавление иммунитета (онкологические, инфекция)

2 по значимости фактором риска, вызывающим функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое может привести к нарушению здоровья  является несоответствие методики возрастным и функциональным возможностям учащихся. Это и касается скоростных характеристик. Тип нервной системы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector