Интенсификация учебного процесса

  1. Интенсификация учебного процесса 2 пути. 1-й открытый увеличение количества учебных часов. По сравнению с 45-46 годами нагрузка увеличилась в два раза. Увеличение нагрузки нарушает режим, ведет к сокращению сна и отдыха.

2-й – скрытый вариант интенсификации –реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении количества учебного материала.

Высокая интенсивность обучения не позволяет учесть индивидуальные особенности, оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в здоровье (их более 80%).

Интенсификация приводит к утомлению и переутомлению. Напряжение, утомление и здоровье взаимосвязанные процессы. Микросиптоматика переутомления может быть скрыта, а проявляться в раздражительности, плохом сне, неустойчивом внимании, низком уровне работоспособности, которые принимаются за лень, нежелание учиться, отсутствие старательности. Повышенная чувствительность организма, к интеллектуальным, физическим и эмоциональным  перегрузкам в период обучения, создает идеальные условия для развития нервно-психических заболеваний.

Мозг

«Работа мозга очень сильно зависит от того, что Вы съели на завтрак» Ричард Рестак

Питание (глюкоза, белок, кислород, лецитин – память: соя, зарод. Пшеницы, арахис.

Линолевая кислота (душевное равновесие, 1 ч. Ложка Кук.; железо (душевные заболев),

Калий (сонливость : бананы, абрикосы, персики, картофель, тыквы, помидоры)

Упражнения

Постоянные тренировки мозга

Новое в жизни

Любить и быть любимым

 

 

  

  1. С интенсификацией связана нерациональная организация учебного процесса.

В организации важно все и мебель, и освещенность, и продолжительность перемен, и использование ССО. Сокращение перемен, концентрация контрольных в один день, нерациональная организация урока (4-5 раз меняются виды деятельности, что не позволяет переключаться, нет периода оптимальной работоспособности).

  1. Функциональная неграмотность педагога, работающего в школе. Недостаточное знание, психологии, физиологии, охраны здоровья, психофизиологии учебного процесса отрицательно сказывается на здоровье.

Охрана психического здоровья обучающихся

 

Следствия психологической дезадаптации:

— низкий уровень познавательной активности;

— низкий уровень мотивации учебной деятельности

— неустойчивость эмоциональной сферы

— высокий уровень тревожности

-несформированность навыков общения

Здоровьесбрегающее сопровождение ВОП – непрерывный процесс  обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний о сохранении здоровья и здоровом образе жизни; ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде, к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Обучение – процесс двухсторонней активности педагога и обучающегося, в результате которого педагог передает, а обучающийся активно приобретает  знания, умения и навыки о ЗОЖ и сохранении здоровья; формируется научное мировоззрение, формируется   опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу

— происходит формирование системы отношений.

научно-теоретическое – знание и соблюдение принципов ЗОЖ в реальной жизни;

нравственное – моральные суждения; нравственный выбор и поведение; чувство сопереживания и милосердия, культуры поведения, экологической культуры;

правовое – соблюдение правовых норм, законов и предписаний, касающихся деятельности человека;

Эстетическое – умение сосредоточенного наблюдения, восприятия и переноса образов на язык искусства;

Физической культуры

Практическое – изучение и оценка состояния здоровья и принципов здорового образа жизни; пропаганда ЗОЖ.

Развитие в:

Интеллектуальной сфере – способности к причинному и вероятностному анализу различных ситуаций образа жизни; критическому мышлению в выборе способов решения проблем по здоровому и нездоровому образу жизни.

Эмоциональной сфере – способности противостоять стрессорам; умение владеть эмоциями; развитие коммуникативных способностей;

Волевой сфере —  уверенность в правоте своих взглядов, убеждений в необходимости решения проблем нездорового образа жизни в пользу ЗОЖ; стремление к пропаганде принципов ЗОЖ.

Принципы обучения ЗОЖ

научности – соответствие содержания образования уровню развития современной науки и технике, опыту, накопленному мировой цивилизацией.

доступности

Принцип преемственности, последовательности и систематичности  – преемствен-ность предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения, так как сложные задачи не могут быть решены до изучения более простых. (традиции этноса, семьи, коллектива)

Последовательность и систематичность в обучении позволяет разрешить противоречие между необходимостью между необходимостью формирования системы знаний, умений  и навыков по предметам и формирования целостного концептуального видения мира. Последовательность в обучении обеспечивает доступность материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемого.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых – соответствие  методов, приемов, технологий по ЗОЖ возрасту, полу, психологическим особенностям, социокультурным традициям семьи.

Принцип безопасности применяемых оздоровительных методик и информации

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector