К внешним факторам относятся

1. Структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть, импорт, которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых, пересевая границы собственных стран, экспортируются в другие страны;

2.Обмен банками национальной валюты на иностранную вызывают потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что пополняет каналы денежного обращения, ведет к инфляции.

По мере углубления инфляция превращается из временного фактора оживления экономики в тормоз производства. Она усиливает социально-экономическую неустойчивость в обществе, дезорганизует хозяйственные связи, стимулирует отток средств и кадров в наиболее прибыльные отрасли, активизирует спекуляцию и теневую экономику, негативные социальные явления типа коррупции, нарушения правопорядка и т. д.

Многие европейские государства в XIX в. вели междоусобные войны, результатом которых было появление большой массы ничем не обеспеченных денег, необходимых для финансирования военных расходов. Вполне естественно, что при таком потоке бумажных денег предложение товаров не возрастало, а, как правило, еще и сокращалось, что вело к резкому скачкообразно­му росту цен. Как только войны заканчивались, цены на товары приобретали относительно долгосрочную и устойчивую тенден­цию к снижению. Роль войны в возникновении и развитии инфляционных процессов, а также периоды роста цен в XIX в. легко проследить на примере наполеоновских войн: Крымской, Франко-прусской военных кампаний.

В период последних десятилетий XIX в. наблюдался процесс снижения цен, что объясняется в первую очередь наличием механизма свободной конкуренции, ведущего через стимулирование роста производительности труда к снижению издержек и цен. В результате конкурентных колебаний общий уровень цен в США, Великобритании снизился. Точно такая же динамика цен была характерна и для Германии. Эта закономерность (динамика цен и инфляция) весьма примечательна для эпохи капитализма свободной конкуренции.

В еще большей степени эта закономерность проявилась в XX в., но уже в новом своем качестве, что нашло отражение в следующих тенденциях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector