ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН.

Оценка инфляционной динамики в постсоциалистический период развития российской экономики (1992—1996) — дело сложное, не всегда поддающееся сравнению с предыдущим историческим опытом России или другой европейской страны. Уже сам по себе этот факт свидетельствует о том, что функционирование экономики в переходный период не является идентичным с классическим образцом рыночной экономики. Исследование инфляционных процессов в этот период обнаруживает ряд парадоксальных явлений. Одно из них состоит в том, что в переходный период изменение цен должно бы заставить субъектов рыночных отношений произвести соответствующие преобразования производственных структур. На деле же оказалось, что инфляция для большинства предприятий стала всего лишь кратковременным макроэкономическим дисбалансом, который может быть «устранен» с помощью ограничительной кредитно-денежной политики. Из опыта экономической перестройки Запада известно, что изменение (чаще всего повышение) относительных цен оправдано в том случае, если не существует резкого перепада между структурой спроса и структурой предложения. Для психологии руководителей российской промышленности характерно ошибочное понимание того, что изменение цен на микроуровне скорее можно предотвратить методом экономической координации, чем рыночным механизмом.

В оценке мер по либерализации цен, с точки зрения своевременности ее проведения и эффективности, необходимо учитывать ряд моментов.

Либерализация цен в условиях несбалансированности рынка средств производства и особенно потребительского рынка означает переход к более высокому уровню цен в народном хозяйстве. Однако сохранилась избыточность в розничных ценах на ряд продовольственных товаров и услуги жилищно-коммунального хозяйства — свидетельство того, что процесс формирования нового уровня и новых соотношений цен в экономике еще не завершен.

Общая либерализация экономики служит необходимым условием для проведения приватизации, поскольку обеспечивает реальную оценку вещественных производств и осуществление либерализации внешнеполитических связей. Так же нужна она и для создания рыночных структур, необходимых для функционирования ценовой рыночной конкуренции. Вместе с тем либерализация цен по своей сути привела лишь к децентрализации ценообразования. Монополия государства на установление и изменение цен была передана монопольным структурам в промышленности и торговле. Одна форма монополизма была заменена другой его формой. Свободного ценообразования на основе механизма рыночной конкуренции не получилось.

В условиях сохранения государственной монополии в сфере производства и распределения (торговли) формирование цен товаропроизводителями осуществляется в первую очередь исходя из критерия безубыточности производства. Поэтому негативной стороной такого метода образования цен в условиях их либерализации и отсутствия должного контроля за правильностью установления цен является то, что такая система ценообразования не может создать стимулов структурной перестройки производства. Сохранение неизменным механизма ценообразования в условиях сверхмонополизации производства и снятия административного контроля за формированием цен способствовало усилению инфляционного роста цен.

Либерализация цен выступает важнейшим фактором инфляционного роста цен для обеспечения денежно-финансовой сбалансированности в экономике и сохранения дефицита государственного бюджета. Особую роль это явление играет в условиях, когда сокращаются отчисления от прибыли у организаций и предприятий в доход государственного бюджета, а система налогообложения приобретает основополагающую значимость.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector