Повышение розничных цен

При проведении либерализации цен намечалось, что населению будет компенсироваться 65—70% потерь в связи с повышением розничных цен на товары и услуги. Повышение розничных цен в январе 1992 г. привело к существенно большему снижению уровня жизни населения. С учетом роста розничных цен в январе месяце, по данным Госкомстата России, уровень реальных доходов населения составил 40% от дохода в декабре 1991 г. т.е. снизился в 2,5 раза. Вмешательство государства в ценовый механизм объяснялось тем, что при более высокой зарплате и принудительно низких ценах все слои населения (и бедные, и богатые) оказались одинаково беззащитными перед дефицитом товаров и спекуляцией теневых структур. Государством двигало одно желание — не отпускать цены, сделав их доступными для всех низкодоходных слоев населения. Однако, государство, пытаясь защитить бедных низкими государственными ценами, тем самым сделало проблему окончательно запутанной, потому что товары, едва появившись в магазинах, тут же исчезали в пучине теневых структур, где продавались по более высоким ценам, складывающимся под влиянием реального спроса. Поскольку для российской экономики характерно было хроническое недопроизводство товаров, а цены на них в спекулятивных структурах имели довольно высокие надбавки, низкодоходные слои населения оказались в двойном проигрыше: во-первых, не хватало товаров по низким ценам, а во-вторых, ощущалась нехватка государственных средств для помощи неимущим гражданам из-за того, что теневые структуры, игнорируя налогообложение, не пополняют бюджет.

Сложившаяся тяжелейшая ситуация требовала признания, что значительная часть общества будет жить ниже черты бедности и в условиях нищеты не месяцы, а годы. В связи с этим социальная политика должна рассматриваться как неотъемлемая часть реформирования общества, ориентированная на достижение следующих социальных ценностей:

  • снижение социальной напряженности в отдельных регионах и отраслях экономики;
  • создание необходимых условий для реализации потенциала трудоспособных членов общества;
  • защита тех, кто объективно не в состоянии обеспечить свое существование.

Инфляция, как известно, усиливает процесс перераспределения доходов между различными отраслями и группами населения. Выигрывают те, которые имеют возможность быстрее повысить цены на свою продукцию, получить от этого дополнительную прибыль и распределить ее между своими работниками. Проигрывают те, у кого цены более стабильные и контролируемые, а получаемые доходы обесцениваются: работники пищевой промышленности, непроизводственной сферы (где ассортимент продукции и оплата труда меняются реже либо введены оклады). Последовательное приближение внутренних цен к мировым способствовало усилению финансовой дестабилизации, росту инфляции, дальнейшему падению и без того заниженного курса рубля. Между тем внутренние цены в первую очередь должны опираться на существующие в стране уровни технологий, издержек производства и совокупный спрос. Негативное влияние на стабилизацию экономики оказывало стремление правительства к конвертируемости рубля без создания необходимых условий. Постоянное снижение курса рубля, в основе которого были спекулятивные цены на крайне ограниченный круг товаров (таких, как видеотехника, компьютеры, средства связи), служило одной из причин формирования общего уровня внутренних цен в стране. Можно сказать, что наряду с уже упоминавшейся известной спиралью инфляции «цены—заработная плата—цены» в России действовала еще одна спираль: «цены—курс рубля — цены».

Принцип саморегуляции цен на рынке понимался правительством упрощенно — как встреча продавца и покупателя, которые, исходя из наличия товара и денег, договариваются о цене. Однако следует учитывать, что купля-продажа не стихийный процесс; соотношение спроса и предложения хотя и важный фактор, но не самодавлеющий. Как следует из опубликованных в последнее время материалов о зарубежном опыте либерализации цен, она не ослабляет, а, напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. (Например, в США действует ряд законов, направленных непосредственно на определение порядка ценообразования и защищающих как производителей, так и потребителей, а также мелкие предприятия торговли: одних — от завышенных, других — от заниженных дискриминационных цен). Существуют также стандарты экономического поведения на рынке, установленные федеральной торговой комиссией и различными отраслевыми ассоциациями.

Меры воздействия на товаропроизводителей со стороны государства могут быть прямыми (путем установления определенного порядка ценообразования) и косвенными (через другие экономические рычаги и механизмы — финансово-кредитный, оплату труда, налогообложения и т.п.). Роль государства не сводится к созданию репрессивного аппарата для контроля за ценами, это скорее роль арбитра. Саморегуляция представляет собой совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке. Саморегулируемой системе может соответствовать только гибкий механизм ценообразования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector