ФУНКЦИИ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ.

Взаимодействие между спросом и предложением осуществляется через рыночную цену. Последняя зависит не столько от издержек предпринимателей, производящих ту или иную продукцию, сколько от формы рынка: при монополии она самая высокая, при олигополии рыночная цена ниже, при полиполии самая низкая. Какой бы ни была, однако форма рынка, рыночная цена всегда обеспечивает количественное соответствие спроса и предложения. Это значит, что ни при какой форме рынка не может возникнуть ситуация, когда бы часть товара не находила сбыта (затоваривание), или когда бы ощущался недостаток товаров (дефицит). Регулирующая функция рыночной цены определяет размеры предложения той или иной продукции. В ее основе лежит принцип хозяйствования — максимум прибыли. Некоммерческие предприятия и организации, не имеющие прибыли (школы, дома для престарелых, больницы, центральный государственный банк, благотворительные фонды и пр.). Регулирующая функция рыночной цены касается работы отдельного предприятия, отрасли, т.е. рынка отдельного товара. Другая функция рыночной цены — координирующая – показывает взаимодействие всех рынков между собой — прежде всего рынков потребительских товаров и рынков средств производства машин, станков, сырья и пр., а также труда, т.е. рынков всего того, с помощью чего производится конечная продукция.

Понятно, что эти два вида рынков связаны между собой. Так, с ростом спроса на конечную продукцию (товары народного потребления) и соответственно с увеличением ее производства повышается спрос на исходные материалы; рабочую силу и т.д. Это ведет к увеличению цены последних и соответствующему, если есть для того возможность, расширению их производства (или вовлечению в производство, если речь идет о рабочей силе).

Однако во взаимодействии рынка конечной продукции с рынками факторов производства остается неясным следующий вопрос: чем определяются рыночные цены факторов производства, или что лежит в основе количественного спроса на них?

Известно, что в основе количественного спроса на потребительские товары (то, какое количество их покупают при данной рыночной цене) лежат всегда ограниченные доходы покупателей. А что лежит в основе количественного спроса на средства производства, со стороны отраслей, производящих потребительские товары? Какое их количество и по какой цене они готовы их приобрести, иначе говоря, чем определяется их готовность нести те или иные издержки?

Скорее всего, и в этом случае речь идет о доходах покупателей — производителей конечной продукции. Это предположение совершенно справедливо. Отрасли, выпускающие товары народного потребления, нуждаются в средствах производства в той мере, в какой они получают доход от реализации своей продукции. Чем выше их доход, или результат их деятельности, тем в большем количестве средств производства они нуждаются, тем более высокую цену за них готовы заплатить. Координирующая функция рыночной цены – это то, что связывает между собой все рынки, все отрасли рыночной экономики. Это та сила, которая заставляет каждого отдельного предпринимателя производить ровно столько продукции, сколько требуется отраслям, её потребляющим. В конце концов, работа всего народного хозяйства определяется спросом граждан на конечную продукцию и производительностью факторов производства (технологиями, квалификацией работников, качеством управления).

Каждый предприниматель, приспосабливая свою деятельность под рыночную цену своей продукции и рыночную цену продукции своих поставщиков, даже не имея непосредственных контактов с конечным потребителем, всегда работает именно на него и может довольно точно определять возможности развития своего производства, т.е. планировать его. Иначе говоря, благодаря проанализированной зависимости между собой всех рынков, каждый предприниматель может судить по рыночным ценам о ситуации во всей экономике.

Так, рыночная цена своей координирующей функцией придает народному хозяйству целостность и способность к саморегулированию. Рыночная цена — сердцевина рыночного механизма. Она никому ничего не гарантирует, она лишь показывает, дает знак расширять, сокращать или вообще закрывать производство, если не получается вовремя возмещать расходы на производство продукции доходами от реализации, если не удается приобрести на рынке по рыночным ценам необходимые факторы производства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector