Общая характеристика российского рынка медицинских услуг.

На свободном конкурентном рынке цены на товары и услуги формируются в результате взаимодействия покупателей и продавцов, Каждый из них, придя на рынок, имеет вполне определенные суждения о предполагаемой цене, по которой он хотел бы совершить сделку купли-продажи того или иного товара. При этом покупатель исходит из оценки предполагаемой полезности товара, а продавец, как правило, ориентируется на свои затраты по производству товара, предлагаемого на продажу.

В результате торга формируется цена на товар, называемая в современной зарубежной экономической литературе «равновесной ценой».

Взаимоотношения между покупателями и продавцами и результаты их торга в отношении цен на товары во многом зависят от особенностей рынка. Ведь абсолютно свободный конкурентный рынок, где все продавцы и покупатели равны между собой, — это скорее идеальная модель, чем реальная действительность. На самом деле существуют рынки, где большей рыночной властью обладают продавцы, В результате они имеют возможность диктовать покупателю свои условия, навязывать товары и цены на них. В этих случаях правомерно говорят о «навязанном спросе». Такие рынки специалисты по маркетингу часто называют «рынками продавца». Крайней формой проявления «рынка продавца» является монополия, В целом предложение у монополиста, являющегося единственным производителем товара, бывает меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена и реальные издержки производителя. Гражданин нашей страны хорошо знаком с монопольными рынками продавцов, когда государственная монополия не давала потребителям выбора и заставляла приобретать те товары, которые производила. Российский рынок медицинских услуг до сих пор сохраняет черты монополии, в которой доминирующую позицию занимает Министерство здравоохранения с сетью подведомственных ему медицинских учреждений.

Другой формой проявления рыночной власти являются рынки, где преобладает мнение покупателя. В этом случае покупатель диктует свой условия при заключении сделок купли-продажи. Такие рынки в литературе по современному маркетингу именуются «рынками покупателя». Максимальной власти покупатель достигает в условиях монопсонии. Монопсонист, как правило, стремится приобрести, возможно, меньшее количество товаров (услуг) и заплатить цену меньшую, чем в условиях свободного конкурентного рынка. При этом сплошь и рядом цена покупателя-монопсониста оказывается ниже реальных издержек производителя продаваемых товаров (услуг).

Бюджетное здравоохранение является примером монопсонии на рынке медицинских услуг, когда уровень цен, по которым приобретаются Медицинские услуги, определяется не реальными издержками производители услуг, которые никто не считает, а платежеспособностью государства и его представлениями о ценности такого блага, как здоровье граждан.

Таким образом, можно убедиться, что особенностью российского рынка медицинских услуг является то, что он представляет собой прочный сплав монополии и монопсонии, когда практически все медицинские работники и лечебно-профилактические учреждения подведомственны Министерству здравоохранения. При этом государство, будучи монопсонистом, диктует еще и явно невыгодные условия финансирования всех подчиненных ему структур, не обеспечивая даже покрытия их реальных издержек.

Пациент в этой системе одинок, абсолютно бесправен и угнетен. Поэтому целью предстоящей реформы здравоохранения является демонополизация и демонопсонизация системы оказания медицинской помощи гражданам страны, постепенное превращение российского рынка медицинских услуг сначала в «рынок продавца», а затем и в  «рынок свободного покупателя», когда центральной фигурой, определяющей предложение медицинских услуг и их цену, станет потребитель — пациент.

На пути к этому, одной их первоочередных задач является определение юридического и экономического статуса медицинских учреждений и обеспечение их финансирования, исходя, как минимум, из реальных затрат на производство оказываемых населению медицинских услуг. Финансирование на уровне реальных затрат обеспечит; финансовую устойчивость медицинских учреждений страны, позволит им перейти от решения проблем выживаемости к проблемам повышения качества медицинской помощи населению. Поэтому в современных условиях отказа от монопсонии и бюджетного финансирования формирование цен на медицинские услуги с учетом реальных затрат ресурсов должно рассматриваться как положительное явление, несмотря на то, что в других отраслях речь идет о переходе к «равновесным ценам», свойственным свободным конкурентным рынкам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector