Затратный метод ценообразования на российском рынке медицинских услуг.

В настоящий момент общепризнано, что основным принципом при формировании цен на российском рынке медицинских услуг является затратный принцип образования структуры цены. В соответствии с ним цена медицинской услуги включает цену затраченных на ее осуществление ресурсов, (рабочей силы, лекарств,  материалов, оборудования и т.п.). При этом цена сложных работ рассчитывается как сумма цен ресурсов, используемых в простых работах, являющихся составляющими оцениваемых сложных работ. Это, в частности, объясняет, почему подорожание любого из ресурсов (газа, продуктов питания, бумаги и т.п.) ведет к немедленному росту цен на медицинские услуги.

Однако, провозгласив затратный принцип формирования цен, остаточное бюджетное финансирование (монопсония) весьма своеобразно трактует методику оценки стоимости затрачиваемых ресурсов. Полученные в результате их применения показатели явно занижены и в сегодняшних условиях не обеспечивают привлечения и удержания в отрасли необходимого для поддержания медицинского обслуживания населения на прежнем уровне количества ресурсов. Как результат — наблюдаемый сегодня отток медицинских кадров из отрасли, неудовлетворительное лекарственное обеспечение, ухудшение качества питания, устаревание материально-технической базы медицинских учреждений и т.п.

Зарубежный аналог затратного метода формирования цен «на товары (услуги) называют методом «издержки плюс прибыль». Как отмечалось выше, в основе метода — подсчет затрат (издержек) используемых ресурсов в ходе производства товаров (услуг). Сформированная с учетом затрат ресурсов цена, согласно финансовому законодательству, имеющемуся в любой стране, разбивается на две составляющие:

необлагаемую налогом на прибыль (себестоимость);— облагаемую налогом на прибыль (собственно прибыль).

Грань между этими составляющими подвижна. В нашей стране она определяется Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552, утвердившем «Положение о составе затрат по производству продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

Обе части цены являются для хозяйствующего субъекта источником финансирования разных мероприятий, При этом государство, принимая решение о составе, затрат, включаемых в себестоимость, разрешает таким образом осуществлять эти расходы без каких-либо ограничений. В состав таких расходов входит финансирование мероприятий, без которых невозможно простое воспроизводство (поддержание производства на прежнем уровне).

Налогооблагаемая часть становится источником расходов, которые или не имеют прямого отношения  к производству (например, социально-культурные мероприятия), или не обязательны для поддержания процессов производства в прежних масштабах (например, закупка нового оборудования).

К сожалению, утвержденное Правительством РФ «Положение о составе затрат…» не может использоваться для оформления затрат на услуги бюджетных исполнителей, каковыми являются медицинские учреждения, ибо оно рассчитано на полностью окупающие себя виды деятельности и противоречит действующей классификации: расходов бюджетных учреждений. Порождаемая этим неясность в определении состава затрат для бюджетных исполнителей вызывает соответствующие затруднения в планировании и фактическом отражении чистого дохода (прибыли), не преодолев которые, чрезвычайно сложно приступить к формированию цен на медицинские услуги.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector