ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА в инновационных школах

Лицей ИГУ создан по решению администрации г. Иркутска и ректората Иркутского государственного университета как иннова­ционное среднее учебное заведение, предназначенное в первую оче­редь для обучения одаренных детей[1]. Анализ набора учащихся ли­цея показывает, что среди детей, успешно прошедших конкурсный отбор, можно выделить три группы. В первую, самую малочислен­ную, группу учащихся входят дети ярко одаренные, проявляющие свои способности во многих областях знаний и культуры. Ко вто­рой группе, средней по численности, можно отнести учеников, име­ющих выраженные способности только в какой-либо одной области знаний. К третьей, наиболее многочисленной, группе следует отне­сти ребят, ещё не определившихся в своих интересах, но имеющих большой творческий потенциал, то есть «условно одаренных»детей. При организации внеклассной работы в лицее ИГУ основная зада­ча состояла в том, чтобы помочь учащемуся каждой из отмененных групп максимально проявить свои способности в области личных интересов, наиболее полно раскрыть свои творческие возможности в процессе получения среднего образования, без ущерба для его гармо­ничного развития, физического здоровья и формирования социально значимой личности.

Проблема развития творческих способностей учащихся многоас­пектна и непроста. Педагогический коллектив лицея, понимая твор­ческие способности как «общие интеллектуальные способности», в рамках обязательного компонента образовательного процесса осново­полагающим считает развивающее обучение и использует не только на уроках, но и на факультативах и спецкурсах большой арсенал со­временных учебно-методических средств, предназначенных для этой цели. В числе таких средств наиболее эффективной является система познавательных задач, а также частично-поисковые задания разного уровня и упражнения повышенной трудности интегративного харак­тера с привлечением знаний из различных школьных дисциплин.

Наиболее полно такой подход к обучению учащихся реализуется в профильных классах, формирующихся на конкурсной основе по­сле окончания девятого общеобразовательного класса. В лицее фор­мируются классы четырех профилей: физико-математический, эко­номический, гуманитарный и естественно-научный, в которых идет углубленное изучение соответствующих школьных дисциплин.

Следует отметить, что при организации учебного процесса в де­вятых классах педагогический коллектив также решает ещё одну, не менее важную, задачу адаптации к условиям обучения и выравнива­ния уровня знаний учащихся, а также ориентации их к предстоящему выбору профиля дальнейшего обучения.

Необходимость решения образовательных задач не только обу­чающего, но и воспитательного и общего развивающего характера потребовала создать в лицее систему дополнительного образования, включающую в себя факультативы и спецкурсы, которые условно можно отнести к трем группам.

Первую группу образуют блоки обязательных общих и специаль­ных курсов и спецкурсов по выбору, дополняющих и углубляющих изучение учебного материала того или иного школьного предмета.

Например, литературный блок составляют:

общеобразовательный курс литературы в 9-11 классах;

обязательный курс (в гуманитарных классах) «Теория и практи­ка сочинения различных жанров»;

спецкурс по выбору (в 9 классах) «Литература 18 века»;

спецкурс по выбору (в 10-11 классах) «Основы анализа и интер­претации художественного произведения»;

факультатив «Основы журналистики»(в 10-11 классах);

факультатив «Поэтика» (в 9-11 классах).

спецкурс по выбору (для негуманитарных 11 классов) «Теория и практика сочинения различных жанров»;

Блок общественных наук образуют:

общеобразовательный курс истории в 9-11 классах;

спецкурс по выбору (в 9-11 классах) «История России: проблемы и гипотезы»;

обязательный курс (в 11 классах) «Современное российское об­щество» ;

факультатив «Очерки истории западной и восточной философии»(в 10-11 классах);

спецкурс по выбору (в 10-11 классах) «Основы политологии»;

спецкурс по выбору (в 10-11 классах) «Основы истории государ­ства и права».

Математический блок включает в себя:

общеобразовательные курсы алгебры и геометрии в 9 классах;

общеобразовательные курсы алгебры и начал анализа и геоме­трии в 10-11 классах;

углубленный обязательный курс «Алгебра и начала анализа»(в физико-математических и экономических классах);

обязательный спецкурс (в физико-математических и экономиче­ских классах) «Дискретная математика»;

факультатив «Решение олимпиадных задач по математике»(в 11 классах);

факультатив «Нестандартные задачи по элементарной матема­тике» (в 9-11 классах);

факультатив «Геометрический практикум»(в 10-11 классах).

Вторую группу составляют обязательные и специальные курсы по выбору общего развивающего характера. К ним относятся:

обязательный курс (в 9 классах) «Мировая художественная куль­тура» ;

обязательный курс (в 9 классах) «Дворянская культура и этикет»;

обязательный курс (в 9 классах) «Экология»;

спецкурс по выбору (в 10-11 классах) «Основы экономических знаний»;

спецкурс по выбору (в 9-10 классах) «Психология самопознания»;

спецкурс по выбору (в 11 классах) «Психология семейных отно­шений» ;

факультатив «Гид-переводчик»(английский язык, в 9 классах);

факультатив «Латинский язык и античная культура» (в 9-10 клас­сах);

практикум (в 9-11 классах) «Культура речи».

Третья группа формируется из секций, студий и кружков допол­нительного образования. Среди них следует отметить:

театральную студию » Под знаком Водолея»;

вокальную студию;

кружок художественного слова;

поэтический клуб;

студию сценической хореографии и пластики «Штрих»; факультатив «Трюковая пластика»; лабораторию экологического мониторинга;

спортивные секции (волейбол, баскетбол, настольный теннис, у- шу).

Как видим, в лицее ведутся спецкурсы и факультативы различ­ной тематики. Большое внимание администрация лицея уделяет под­бору специалистов высокого уровня, обладающих достаточным для

работы с одаренными детьми уровнем педагогического мастерства. Большей частью это сотрудники ИГУ, что позволяет решить ещё одну задачу: осуществление тесной связи и преемственности в обуче­нии с факультетами университета. Работа ряда спецкурсов не огра­ничивается только учебными и познавательными занятиями. Уче­ными университета организуется индивидуальная научно-исследова­тельская работа с наиболее способными лицеистами2. Это стало воз­можным благодаря введению в учебный процесс обязательного для каждого ученика написания курсовой работы по выбранной им те­матику (в рамках профиля обучения). Итогом этой работы является организация и проведение ежегодной научно-практической учениче­ской конференции. Лучшие из работ находят достойную оценку на конференциях и конкурсах регионального и международного уровня. Так, в 1997 и 1998 гг. шестеро выпускников лицея по результатам различных конкурсов стали студентами ИГУ без экзаменов. Такая планомерная систематическая работа служит в частности и осознан­ной профессиональной ориентации учащихся, что приводит к высо­кому проценту поступления выпускников лицея на факультеты ИГУ в частности и в ВУЗы целом (в 1998 г. — 65,2% и 95,7% от числа выпускников, соответственно).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector