Некоторые проблемы профессиональной ориентации интеллектуально-одаренных детей

Одаренные дети — это прежде всего дети, и то, какую профессию и судьбу они выберут, в первую очередь зависит от нас, взрослых — их родителей и наставников.

Даже яркое проявление ребенком одаренности в какой-либо сфере человеческой деятельности (мы будем преимущественно говорить об интеллектуальной одаренности) еще не гарантирует ему заметных успехов в его будущей профессии.

Так, по статистическим данным центра научных соревнований для молодежи при МГУ, с 1959 по 1991 гг. в составе команды Со­ветского Союза на Международных математических олимпиадах в общей сложности выступили 293 школьника. Из них к 1992 г. из 246 закончивших вузы (и аспирантуру) 17 (5,8%) имело ученую степень «доктор наук» и 39 (13,3%) — «кандидат наук», а 76 (25,9%) не вы­брало математику, физику или программирование своей профессией. Эти данные, с одной стороны, подтверждают яркую одаренность та­ким образом отобранных детей (каждый шестой имеет ученую степеь, а соотношение «доктор — кандидат» в указанной выборке в 4,3 раза превышает среднестатистическое) и, с другой стороны, ставят вопрос о их патриотизме (в 1992 г. 4,4% проживало в дальнем зару­бежье) и профессиональной ориентации.

Как же обстоит дело с воспитанием и обучением одаренных детей в нашем регионе? Какова роль в этом ряда известных гимназий, ли­цеев и других широко рекламируемых инновационных школ? Можно ли предложить в той или иной мере эффективные пути профессио­нальной ориентации?

Иркутская область в целом и г. Иркутск в частности имеют опре­деленные традиции участия в олимпиадах различного ранга. Так, безусловно, достойны упоминания успехи на Международных ма­тематических олимпиадах школьников учеников средней школы № 11: бронзовая медаль А.Флоренсова (Москва, 1964 г.) и золотая — Д.Тюкавкина (ГДР, 1974 г.).

Достижения ряда инновационных школ Иркутской области в деле подготовки одаренных детей к различным олимпиадам и конкурсам несомненны, причем число таких школ растет.

Так, например, если среди призеров и победителей областных олимпиад школьников в 1992 году были ученики лишь 5 иннова­ционных школ Ангарска, Братска и Иркутска, то в 1995 — уже 10 из 8 территорий области. В текущем году в олимпиадах приняло участие 662 ученика из Л76 образовательных учреждений 14 горо­дов и 17 районов области, причем 22 из 176 учреждений (12,5%) — инновационные. По ряду предметов, например но математике и ин­форматике, в число призеров 1999 года вошли исключительно пред­ставители лицеев и гимназий. Последние три года стабильно высок (в среднем более 70%) процент учащихся инновационных школ среди призеров областных олимпиад и но ряду естественнонаучных пред­метов: физике, химии, биологии, географии.

Эти факты, казалось бы, подтверждают пользу профильного обу­чения. Но, с другой стороны, на областных олимпиадах по гума­нитарным предметам успехи представителей инновационных школ гораздо скромнее, причем, скажем, в текущем году на олимпиаде по правовому образованию только I из 11 (?!) призеров — ученик лицея (г. Шелехов).

Подобным образом обстоит дело с составом лауреатов региональ­ной научно-практической конференции школьников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» (г. Иркутск) и регионального ту­ра конгресса молодых исследователей «Шаг в будущее» (г. Усол ье- Сибирское). Так, например, в текущем году по секциям математи­ка, физика, химия, экология в число лауреатов III областной конфе­ренции вошли только учащиеся лицеев и гимназий. Достаточно мно­го представителей инновационных школ среди победителей и призе­ров по информатике (6 из 7) и географии (4 из 7), но всего лишь 3 из

6 но истории, а по биологии и литературе и того меньше (по 3 из 7).

Таким, образом, напрашивается вывод, что при безусловно боль- шой работе рада инновационных школ, гуманизация образования по­рой в большей степени декларируется, чем реализуется. На деле на первый план выходит преподавание специальных знаний.

Одним из направлений работы с интеллектуально-одаренными детьми является подготовка к поступлению в вузы. Заметных успе­хов в этом направлении добились некоторые из инновационных школ г. Иркутска. Так, за 5 лет, в 1991-95 гг. выпускники только трех школ — гимназии № 1, лицея № 3 и экспериментальной школы № 47 — составили 13,1% всего приема в Иркутский государственный университет. За последние годы к указанным школам присоедини­лись лицей ИГУ, лицей № 2, экспериментальная школа № 44 и ряд других, и теперь их выпускники составляют около 1/4 (на матема­тическом факультете почти 1/3) от общего числа студентов ИГУ.

Казалось бы, всё хорошо, но … Большая (и лучшая) часть вы­пускников известных инновационных школ гг. Ангарска, Усолья- Сибирского, Усть-Илимска ориентированы на поступление в цен­тральные вузы России и, как следствие, становятся практически «по­терянными» для нашего региона. Что можно предложить для изме­нения сложившейся ситуации?

Нам представляется целесообразным несколько модифицировать проведение учебной, воспитательной и нрофориентационной работы среди одаренных школьников, причем, разумеется, не только из чи­сла обучающихся в инновационных средних учебных заведениях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector