ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СПОСОБНОСТИ К САМОУПРАВЛЕНИЮ И ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

Ишерская А.А.

Казанский государственный университет, психологический факультет, Казань, Россия

В наше время уделяется много внимания развитию у детей различных способностей[1, 3]. Так детям, проявившим математические способности, предлагают обучение в специализированных школах, где при обучении делается упор на точные науки. Подобного рода обучение должно способствовать развитию таких качеств как способность контролировать свою деятельность, а также способность нестандартным образом решать задачи[2]. Однако исследования, проведенные на первом курсе физического факультета Казанского государственного университета, показало, что у большой части студентов способность к самоуправлению носит фрагментарный характер.

Известно, что математические способности и их развитие связаны с произвольной регуляцией внимания, а также со способностью контролировать свою деятельность[2]. Оригинальность мышления взаимосвязана с произвольностью внимания, с показателями надситуативной активности и выносливостью к длительным умственным нагрузкам[5].

Мы предположили, что способность к обобщенному и конструктивному образному мышлению взаимосвязана со способностью к самоуправлению. Для проверки данной гипотезы была составлена тестовая батарея, включающая в себя следующие методики: «Способность к самоуправлению», «Стиль самоуправления», «Круги» Гилфорда[4]. В исследовании приняли участие 24 ученика восьмого класса физико-математического лицея №131 г. Казани в возрасте 13-14 лет.

В процессе анализа результатов тестирования выявлено, что двое испытуемых(0,8% группы) изобразили обобщенные и конструктивные рисунки, шесть детей (25% группы) только обобщенные рисунки и шестнадцать детей(0,67% группы) не продемонстрировали ни тех, ни других. В первой группе выявлены довольно высокие показатели самоуправления, во второй — неуправляемости, в третьей — управляемости. Кроме того, школьники, изобразившие как обобщенные, так и конструктивные рисунки, продемонстрировали большую интегрированность структуры самоуправления, нежели две другие группы испытуемых. В случае с испытуемыми, в работах которых отсутствуют оба типа рисунков, способность к самоуправлению преимущественно носит фрагментарный характер. Можно предположить, что способность к самоуправлению и такие характеристики образного мышления, как обобщенность и конструктивность, являются двумя формами проявления творческой активности личности. Вероятно, они представляют собой разные направленности творческой активности: на себя и свою деятельность и на познание и преобразование окружающего мира. Процесс развития одной из способностей, судя по всему, тесно связан с развитием другой, так как он включен в общее развитие целостной творческой личности.

Исходя из обнаруженной взаимосвязи, мы предполагаем, что развитие одной из способностей, например, конструктивного и обобщенного образного мышления, может привести к развитию другой способности, в данном примере способности к самоуправлению. Мы считаем, что оптимальным было бы одновременное развитие обеих способностей.

Основная литература:

1)    Гильмеева Р. Х. , Сибгатуллина И. Ф. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении или что можно сказать об одаренности сегодня: Учеб. — метод. пособие. — Казань, 1997.

2)     Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников

3)    Ландау Эрика. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А. П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 144с.

4)     Пейсахов Н. М., Шевцов М. Н. Практическая психология. — Казань: Изд- во Казан. ун-та, 1991. — 121с.

5)    Психологические и психофизеологические особенности студентов/ Доц. Н. М. Пейсахов, И. Г. Герих, М. М. Гарифуллина и др.; Науч ред. Н. М. Пейсахов. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1977. — С. — 296с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector