Чурикова И.Э.
Кандидат педагогических наук, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань, Россия
Адаптация студентов в педагогическом колледже имеет свою специфику, где в принципиально иных условиях, чем в школе, проходит становление, самоопределение выпускников сельских школ. На начальном этапе обучения в колледже студенты (юноши и девушки) испытывают значительные трудности в учебной деятельности, требующей сформированности познавательной самостоятельности, коммуникативных умений, ценностных ориентаций на педагогическую деятельность. При этом одновременно растут противоречия и возникают трудности в становлении самооценки, самосознания в формировании образа «Я».
Создание благоприятных педагогических условий для преодоления студентами из сельской местности трудностей адаптации в обозначенный период обеспечивают единство, непрерывность учебно-воспитательного процесса и преемственность в развитии личности.
В современных исследованиях предпринимается попытка рассмотреть проблему адаптации студентов с позиций гендерного подхода, так как в современных системах обучения и воспитания человека практически не учитывается полоролевые особенности социализация личности, хотя атмосфера учебного заведения может быть одинаково сложна и специфична как для мальчиков, так и для девочек.
Выпускник сельской школы в процессе адаптации к образовательно- воспитательному пространству профессионального учебного заведения включается в условия новой для него деятельности во всей совокупности своих возрастных, биологических, психических, гендерных особенностей, сформировавшихся интересов, стереотипов, социального статуса и накопленного опыта. В процессе адаптации ему нужно соотнести все или некоторые свои особенности с нормами и требованиями социальной среды и осознать реальные возможности в выполнении тех или иных задач, которые ему необходимо решить в условиях преодоления «адаптационного барьера».
Субъектами взаимодействия в педагогическом колледже в студенческой среде в основном выступают выпускницы сельских школ. Нами рассмотрен характер адаптации этой целевой группы, включающей в себя общение с разными социальными группами.
Содержание процесса адаптации к обучению в среднем специальном учебном заведении (в педагогическом колледже) включает в себя психолого- дидактический, социальный, бытовой и экономический компоненты, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Принципиально важным в нашем исследовании было обозначить роль полоролевых отношений студентов в процессе адаптации.
Педагогическая деятельность по полоролевому воспитанию имеет специфический предмет — воспитание культуры отношений одного пола к другому. Критериями сформированности гендерной культуры выступают установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки; стремление к взаимопониманию полов; наличие качеств характерных для мальчика (юноши, мужчины), девочки (девушки, женщины); развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения.
На основе теоретической модели адаптационного процесса была разработана и осуществлена конкретная программа психолого- педагогической поддержки первокурсников педагогического колледжа, которая складывалась из следующих этапов: психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление особенностей студентов педагогического колледжа; развивающей психологической и педагогической работы, осуществляемой в течение всего года, и наполняемой конкретным содержанием в зависимости от задач исследовательского этапа; консультативной работы с педагогами, родителями и студентами, связанной с обсуждением результатов диагностирования, возникающими проблемами в общении и психическом самочувствии; методической и
психокоррекционной работы, осуществляемой педагогами совместно с администрацией колледжа по результатам анализа психолого-педагогических особенностей первокурсников; организационно-консультативной работы с администрацией колледжа, направленной на совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание оптимальных педагогических условий, способствующих успешной адаптации студентов.
В результате студентки — выпускницы сельских школ — стали активнее включаться в общественную жизнь педагогического колледжа, выступать лидерами в своих группах, проявлять интерес к избранной профессии.
В рамках проведенного исследования понятие «адаптация» было охарактеризовано в качестве социального и психолого-педагогического явления. Гендерный подход позволил проанализировать особенности адаптации выпускниц сельских школ к образовательно-воспитательному пространству педагогического колледжа.
Таким образом, успешность процесса адаптации во многом зависит от применяемой педагогической технологии, способности следовать разработанным методическим рекомендациям по созданию адекватных педагогических условий.