ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИЦ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Чурикова И.Э.

Кандидат педагогических наук, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань, Россия

Адаптация студентов в педагогическом колледже имеет свою специфику, где в принципиально иных условиях, чем в школе, проходит становление, самоопределение выпускников сельских школ. На начальном этапе обучения в колледже студенты (юноши и девушки) испытывают значительные трудности в учебной деятельности, требующей сформированности познавательной самостоятельности, коммуникативных умений, ценностных ориентаций на педагогическую деятельность. При этом одновременно растут противоречия и возникают трудности в становлении самооценки, самосознания в формировании образа «Я».

Создание благоприятных педагогических условий для преодоления студентами из сельской местности трудностей адаптации в обозначенный период обеспечивают единство, непрерывность учебно-воспитательного процесса и преемственность в развитии личности.

В современных исследованиях предпринимается попытка рассмотреть проблему адаптации студентов с позиций гендерного подхода, так как в современных системах обучения и воспитания человека практически не учитывается полоролевые особенности социализация личности, хотя атмосфера учебного заведения может быть одинаково сложна и специфична как для мальчиков, так и для девочек.

Выпускник сельской школы в процессе адаптации к образовательно- воспитательному пространству профессионального учебного заведения включается в условия новой для него деятельности во всей совокупности своих возрастных, биологических, психических, гендерных особенностей, сформировавшихся интересов, стереотипов, социального статуса и накопленного опыта. В процессе адаптации ему нужно соотнести все или некоторые свои особенности с нормами и требованиями социальной среды и осознать реальные возможности в выполнении тех или иных задач, которые ему необходимо решить в условиях преодоления «адаптационного барьера».

Субъектами взаимодействия в педагогическом колледже в студенческой среде в основном выступают выпускницы сельских школ. Нами рассмотрен характер адаптации этой целевой группы, включающей в себя общение с разными социальными группами.

Содержание процесса адаптации к обучению в среднем специальном учебном заведении (в педагогическом колледже) включает в себя психолого- дидактический, социальный, бытовой и экономический компоненты, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Принципиально важным в нашем исследовании было обозначить роль полоролевых отношений студентов в процессе адаптации.

Педагогическая деятельность по полоролевому воспитанию имеет специфический предмет — воспитание культуры отношений одного пола к другому. Критериями сформированности гендерной культуры выступают установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки; стремление к взаимопониманию полов; наличие качеств характерных для мальчика (юноши, мужчины), девочки (девушки, женщины); развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения.

На основе теоретической модели адаптационного процесса была разработана и осуществлена конкретная программа психолого- педагогической поддержки первокурсников педагогического колледжа, которая складывалась из следующих этапов: психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление особенностей студентов педагогического колледжа; развивающей психологической и педагогической работы, осуществляемой в течение всего года, и наполняемой конкретным содержанием в зависимости от задач исследовательского этапа; консультативной работы с педагогами, родителями и студентами, связанной с обсуждением результатов диагностирования, возникающими проблемами в общении и       психическом самочувствии; методической и

психокоррекционной работы, осуществляемой педагогами совместно с администрацией колледжа по результатам анализа психолого-педагогических особенностей первокурсников; организационно-консультативной работы с администрацией колледжа, направленной на совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание оптимальных педагогических условий, способствующих успешной адаптации студентов.

В результате студентки — выпускницы сельских школ — стали активнее включаться в общественную жизнь педагогического колледжа, выступать лидерами в своих группах, проявлять интерес к избранной профессии.

В рамках проведенного исследования понятие «адаптация» было охарактеризовано в качестве социального и психолого-педагогического явления. Гендерный подход позволил проанализировать особенности адаптации выпускниц сельских школ к образовательно-воспитательному пространству педагогического колледжа.

Таким образом, успешность процесса адаптации во многом зависит от применяемой педагогической технологии, способности следовать разработанным методическим рекомендациям по созданию адекватных педагогических условий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector