24 мая 2012 года в Кемерове прошло 24-ое заседание Клуба бухгалтеров НКО Кемеровской области, посвященное актуальным вопросам бухгалтерского учета

С 1 января новым Положением  от 12 октября 2011г. №3737-П «О порядке ведения кассовых операций» Центральный банк РФ изменил порядок ведения кассовых операций. Теперь никаких общеобязательных требований к оборудованию кассовой комнаты больше не существует. Руководители отныне сами решают, как им обеспечить сохранность наличных при их хранении и транспортировке в банк.

Другое изменение по кассовым операциям касается установления лимита остатка в кассе. Лимит остатка наличных денег в кассе не нужно согласовывать с банком. Бухгалтер устанавливает его самостоятельно, а директор – утверждает своим приказом. Однако произвольно сделать это нельзя. Лимит нужно рассчитать по специальной формуле. И если в расчете допущена ошибка, которая привела к его завышению, тогда за накопление в кассе наличных сверх верно рассчитанного лимита налоговики могут оштрафовать.

Оштрафовать могут за следующие нарушения кассовой дисциплины:

— расчеты наличными с организациями или предпринимателями на сумму больше 100тыс. руб. по одному договор ;

— неоприходование или неполное оприходование в кассу наличных;

— несоблюдение порядка хранения свободных денег;

— накопление в кассе наличных сверх лимита.

Для организаций штраф составляет от 40 000 до 50 000 руб., для должностных лиц и предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Кроме того, в соответствии с Положением о кассовых операциях деньги под отчет теперь можно выдавать работникам только по их заявлениям, на которых есть собственноручная надпись руководителя о сумме наличных и сроке, на который их нужно выдать, а также его подпись и дата. До сих пор же достаточно было подписи руководителя и главного бухгалтера на расходном кассовом ордере. Директор может своим приказом (доверенностью) передать полномочия по подписи таких заявлений кому-то из подчиненных, ведь под руководителем в Положении понимаются также и уполномоченные им лица.

При получении денежных средств в подотчет руководителем, следует также писать заявление с формулировкой «необходимо выдать» вместо обычной фразы «прошу выдать».

При выдаче подотчетных денежных средств руководителю в заявлении отражаются сумма наличных и срок, на который они выдаются, собственноручную разрешительную надпись на заявлении руководитель не делает.

Максимальный срок, на который кассир имеет право выдавать деньги работнику под отчет, составляет 45 календарный дней. Конкретный срок в пределах этого периода руководитель утверждает в надписи на заявлении работника  или в отдельном распорядительном документе в виде определенного периода. Отчитаться надо в течение 3-х рабочих дней после истечения срока, на которой они выданы (с даты следующей за днем истечения срока).

Подотчетные суммы не передаются друг другу. В документах, подтверждающих расходы, должны быть указаны данные (ФИО) подотчетного лица. Подотчетными лицами признаются все сотрудники, которым кассир выдал деньги под отчет.

Был рассмотрен и вопрос учетной политики в НКО. В частности, участникам встречи напомнили, что в соответствии с действующим законодательством бухучет в НКО должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухучету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденным Приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 года N 106н (действует с 1 января 2009 года).

При формировании учетной политики бухгалтеру НКО следует исходить из того, что в ней, в первую очередь, должны найти отражение все способы ведения бухучета, применяемые в данной НКО, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухучета на нормативном уровне вообще не установлены.

Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухучета и отчетности в НКО.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя НКО.

Участникам встречи были даны рекомендации по составлению учетной политики как для целей бухучета, так и для целей налогообложения; было заострено внимание на элементах учетной политики, их отражении в учетной политике и возможных вариантах для НКО.

При формировании учетной политики в части целевого финансирования НКО должна установить свои критерии классификации полученных средств в качестве средств целевого финансирования.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухучета, в качестве мероприятий целевого назначения могут выступать:

— содержание НКО;

— финансирование инвестиционных расходов;

— финансирование текущих расходов коммерческой фирмы и иные подобные мероприятия.

Кроме того, при разработке своего перечня можно воспользоваться нормами пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

В учетной политике организация должна прописать порядок учета целевых средств  в бухучете с указанием проводок.

Если НКО выполняет несколько целевых программ, при распределении общехозяйственных расходов она вправе самостоятельно выбрать метод их учета, при этом  выбранный метод обязательно должен быть отражен в ее учетной политике. Как правило, НКО распределяют указанные расходы одним из способов:

— путем списания всех общехозяйственных расходов за счет программ, в которых они предусмотрены сметой;

— путем списания расходов пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ.

Для выполнения целевых программ НКО следует иметь смету, рассчитанную на определенный период времени (месяц, квартал, год, несколько лет).

Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательно не определены. Поэтому НКО может самостоятельно определять статьи доходов и расходов сметы, планировать их размер в соответствии с имеющимися источниками средств и направлениями своей деятельности.

Если НКО выполняет несколько целевых программ, целесообразно составлять смету по каждой из них. В такой ситуации при распределении общих административно-хозяйственных расходов НКО вправе самостоятельно выбрать метод их учета.

Необязательно полностью использовать целевые средства по состоянию на конец года. В ситуации, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет, их расход производится в течение всего срока реализации. Такой способ формирования сметы принято называть методом непрерывного бюджета.

С точки зрения гл. 25 НК РФ все доходы налогоплательщика делятся на налогооблагаемые доходы и доходы, не учитываемые при налогообложении.

К налогооблагаемым доходам компании относятся доходы от реализации товаров (ра­бот, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Вместе с тем, из со­става налогооблагаемых доходов исключаются доходы, прямо перечисленные в ст. 251 НК РФ. А вот перечень доходов, не учитываемых при определе­нии налоговой базы, закрытый и не подлежит расширительному толкованию.

Так как средства целевого финансирования включены в данный перечень, то понятно, что суммы целевого финансирования не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. На это указывает и пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которому доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финанси­рования, при определении налоговой базы не учитываются.

Однако это возможно только при выполнении некоторых условий налогоплательщи­ком. Помимо соблюдения целевого использования полученных средств, налогоплательщик обязан организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматривают­ся как подлежащие налогообложению с даты их получения. Аналогичные разъяснения дают и контролирующие органы. В частности, такой вывод содержится в письме Минфи­на России от 12 января 2010 г. № 03-03-06/1/2, в письме ФНС России от 1 октября 2009 г. № ШС-19-3/155 и др.

С учетом данного требования организация должна отразить в сво­ей налоговой политике методику ведения раздельного учета доходов (расходов), получен­ных (осуществленных) в рамках целевого финансирования и целевых поступлений.

Раздельный учет следует организовать таким образом, чтобы у налогоплательщика всегда имелась возможность получения информации о назначении и величине осущест­вленных расходов в пределах имеющихся целевых средств на конкретную дату.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector