НАУЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И НИРС ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИГУ

В.М. Белоусов В.Я. Мангазеев

Иркутский государственный университет

Сегодня, на наш взгляд, возникла острая необходимость в создании но­вых вузовских программ, ориентированных на установление новых интегра­ционных связей между учебными дисциплинами и интересами научных раз­работок академических институтов г. Иркутска. Восстановление интеграции в системе образования связано, прежде всего, со студенческой научной рабо­той, целью которой является выращивание специалиста думающего, чувст­вующего, не чуждого высоким социально-этическим нормам, способного решать научные задачи 21-го века. Экономической базой для этого должны служить интеграционные программы, решаемые специалистами вузов и на­учно-исследовательских учреждений и прежде всего по линии научно- исследовательской работы студентов.

Опыт географического факультета и прежде всего кафедры геодезии, картографии и геоморфологии показывает, что такое единство прослежива­ется во многих дисциплинах, связанных с изучением и картографированием среды и условий жизни человека: социологии, экономики, географии, демо­графии. В связи с общей экологизацией образования большое значение при­обретает изучение и выявление закономерных связей, влияние человека, тех­ногенных факторов на геологическую среду и рельеф. Поэтому вполне есте­ственно, что научная тема «Геодинамика сейсмоопасных территорий юго- западного Прибайкалья» по проекту «Интеграция» выполняется совместно с Институтом Земной коры СО РАН, ведущие специалисты которого читают на кафедре ряд специальных курсов. Оценка критериев геодинамики может быть распознана высоко эрудированными специалистами, имеющими опыт научной работы, владеющими методами комплексного использования аэро­космических материалов, машинной обработкой материалов исследований на ЭВМ. Отсюда интеграция должна включать не только научные кадры, как педагогов, но и научную работу студентов; особенно приобретение ими практических навыков на базе академического института, в его лаборатори­ях. Все это требует глубоких знаний естественных наук, особенно по геоэко­логии.

Цель интеграции по естественно-научным курсам — подготовить сту­дентов к восприятию основных закономерностей строения и развития совре­менного рельефа, проявление экзо — и эндоморфодинамических процессов в различных природно-климатических условиях. Проводимые работы с уча­стием студентов и аспирантов кафедры необходимы для общей экологии в связи с активным влиянием антропогенно-техногенного фактора при освое­нии природных ресурсов или оценки рекриационной емкости охраняемых территории, особенно в горно-долинных условиях. Задачами проводимых в рамках программы «Интеграция» работ, является возможность научить сту­дентов выявлять и распознавать критерии и факторы влияния человека на природные процессы и явления, обусловленные географической зонально* стью и азональностью (в частности, карст Тункинских гольцов), распознавать сейсмодинамические процессу и их влияние на жизнеобитание живых орга­низмов; научить выявлять зоны геодинамических напряжений в современном рельефе с учетом геолого-морфологических особенностей активных разло­мов, а также аномальные районы проявления экзодинамических процессов в биосфере; решать основные проблемы охраны геоэкологической среды и рельефа, проводить в районах освоения экстренную оценку контроля и про­гноза состояния геоэкологического равновесия природной среды; уметь вы­делять основные критерии и факторы геоэкологического мониторинга. По­этому, научное направление, разрабатываемое на кафедре требует междис­циплинарных подходов, которые являются методологической основой для геодинамических (и геоэкологических исследований).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector